По данным Росстата, с середины ноября 2021 г. средняя цена дизельного топлива (ДТ) на АЗС выросла на 3 руб. 85 копеек – почти на 7,4%. Для сравнения: бензин марки АИ-95 в рознице за это время подорожал на 95 копеек, а с начала этого года его цена снизилась. Стоимость же ДТ непрерывно увеличивается с сентября.
Показательно, что во многих областях страны цена ДТ на АЗС превысила цену бензина марки АИ-98. Если в ноябре 2021 г. такая ситуация наблюдалась в трех регионах на Дальнем Востоке, то в этом году таких регионов стало 15. Они есть не только в ДФО, но и в Сибири, на Урале и один в европейской части России – Мурманской области.
В среднем разница между стоимостью самых дорогих бензинов и ДТ сократилась вдвое. А в ДФО дизельное топливо оказалось дороже на 4 руб. 52 копейки (в 2021 г. оно было дороже на 61 копейку). Причем в опте цены на ДТ особого роста не показывают и даже немного снизились с начала осени.
Подорожание происходит несмотря на то, что сентябрьская корректировка демпфирующего механизма (выплат нефтяным компаниям из бюджета части разницы между внутренними и экспортными ценами на топливо при поставках его на российский рынок) дизельное топливо не затронуло. С сентября демпфер уменьшился для поставщиков бензина, цены на который остаются стабильными.
Нефтяные котировки сейчас не бьют рекорды, списывать на них подорожание не получается. Баррель нефти Urals стоил около $70, эталонная марка Brent – $90-98. Для сравнения: летом котировки были выше на 25-30%, но цены на ДТ в России в это время оставались приблизительно на одном уровне.
Работают законы рыночной экономики: если предложение больше спроса, цена не растет, поясняет исполнительный директор департамента рынка капиталов ИК “ИВА Партнерс” Артем Тузов. До осени несмотря на то, что инфляция была от 12% до 20%, а мировые цены на топливо били рекорды, цены на него внутри России практически не росли. Вечно так продолжаться не могло. На сезонные колебания потребления топлива в России такой рост цен списать нельзя, поэтому остается только выросший экспорт. В преддверии эмбарго на импорт нефти из страны с 5 декабря и на импорт нефтепродуктов с 5 февраля 2023 г. страны Евросоюза могли захотеть закупиться российским дизелем впрок. По данным Евростата, с августа экспорт нефти и нефтепродуктов из России в ЕС превысил прошлогодние объемы. А из нефтепродуктов больше всего в Европу из РФ экспортировалось именно дизельное топливо.
Не случайно, по данным статс-секретаря – замминистра финансов Алексея Сазанова, в правительство отправлен на согласование проект постановления о пошлине 20 тыс. руб./т на экспорт бензина и дизельного топлива, за которые ранее получен топливный демпфер. То есть на экспорт отправляются объемы топлива, за которые была получена выплата, предусматривающая их реализацию на внутреннем рынке. В результате мог возникнуть и некоторый дефицит ДТ внутри России.
Больше всего Россия экспортирует летнего дизельного топлива (в 2021 г. – 30,7 млн. т), меньше – межсезонного (2,7 млн. т), совсем мало – зимнего (0,28 млн. т), отмечает эксперт Института развития технологий ТЭК Кирилл Родионов. Но с учетом климатической разницы летнее и межсезонное ДТ остается востребованным на европейском рынке в осенние месяцы. Поэтому нефтяники, скорее всего, используют последнюю лазейку для поставок в Европу. Косвенно об этом свидетельствует продолжающийся рост выпуска ДТ в стране, поясняет эксперт.
В последние недели тонна ДТ в Европе продавалась с 50%-ной надбавкой к Brent, тогда как исторически эта надбавка была ближе к 33%, отмечает старший аналитик “БКС Мир инвестиций” Рональд Смит. Привлекательность европейского рынка стала очень высокой из-за дефицита на нем топлива. Пока Европа страдает от него, цены здесь будут достаточно высокими, чтобы привлечь поставки из других стран. Февральское эмбарго на импорт российских нефтепродуктов, если оно будет введено в действие, значительно ухудшит ситуацию в Европе, но российским компаниям будет уже трудно воспользоваться этим преимуществом, считает Смит.
С этим согласен Родионов. С учетом того, что в 2021 г. на долю внешнего рынка пришлись ровно 50% производства всех сортов ДТ в России, весной на рынке начнет складываться профицит, который должен привести к снижению оптовых цен на ДТ, уточняет он.
Иного мнения придерживается Тузов. Существенного снижения цен можно не ждать, поскольку эмбарго в отношении топлива из РФ анонсировалось ЕС и другими странами достаточно давно. Российские компании либо уже нашли новых покупателей, либо планово снизят производство. В итоге цена на топливо будет продолжать расти на уровень инфляции в стране, считает эксперт. (Rcc/Химия Украины и мира)