Для западных агентств итог прошедшей недели был удивительным. Россия проснулась после новогодних каникул и увеличила поставки нефти морским путем, причем до самых высоких значений с апреля 2022 г.
Согласно данным Bloomberg, Россия начала продавать нефть морским путем до уровня 3,8 млн. баррелей в сутки. За неделю по 13 января объем поставок вырос на 876 тыс. б/с или на 30% по сравнению с предыдущей неделей.
“Экспорт российской сырой нефти морским путем указывает на то, что страна на данный момент преодолела первоначальный удар по поставкам, вызванный европейскими санкциями”, – заявляет агентство.
При этом поставки по Балтийскому морю увеличились на 626 тыс. б/с по сравнению с предыдущей неделей, по Черному морю выросли на 47%. Отгрузки в Китай, Индию, Турцию, а также отгрузки без финального назначения увеличились до среднего значения в 2,84 млн. б/с, что стало самым высоким показателем с начала 2022 г.
Вместе с тем Bloomberg уточнил, что российская прибыль от экспортных пошлин на нефть показала менее значительный рост.
Понять, по какой стоимость сейчас продается российская нефть, очень сложно, так как расчеты ведут, отталкиваясь от разных показателей. В частности, Минфин сообщил, что средняя цена на нефть Urals с 15 декабря 2022 г. по 14 января 2023 г. составила $46,82 за баррель или $341,8/т. Это на 18,5% ниже, чем месяцем ранее ($57,49). Bloomberg сообщал, что Urals продается за $38,0 за баррель. Аналитики Промсвязьбанка заявляют, что нефть продавали по $57,4 за баррель, а разница происходит из-за изменения методики подсчета.
“Важно понимать, что это расчетная котировка Argus в порту Приморска на базе FOB, тогда как ранее агентство считало котировки в портах Средиземноморья и на базе CIF. Иными словами, в новом варианте не учитываются доставка, страховка, перевалка, поэтому цены ниже”, – писало “ПСБ Аналитика”.
Согласно данным Санкт-Петербургской товарно-сырьевой биржи, которая организует торги физическими партиями сырой нефти на базисах Южный Балык, Янгпур, Уса и Варандейский терминал, 16 января был заключен один договор на продажу 10 тыс. т нефти за 239,2 млн. руб., что соответствует $47,93 за баррель (при курсе 68,36 руб. за доллар). 13 января договор на продажу такого же объема нефти заключался за 240,7 млн. руб,, что соответствует $49,02 за баррель (при курсе 67,25 руб. за доллар).
К этому можно приплюсовать информацию о том, что Великобритания и ЕС стали закупать российские нефтепродукты через Индию, поэтому как будет действовать разрекламированный “потолок” на российские нефтепродукты, неясно. При этом Reuters рассказал, что китайские супертанкеры везут российскую нефть в Китай и Индию, чтобы потом экспортировать нефтепродукты в Европу.
ЕС в январе продолжал скупать российское топливо. По данным Reuters, импорт дизеля в Европу из России в этом месяце составит 770 тыс. б/с, что является самым высоким показателем с марта прошлого года.
Станислав Митрахович, ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности и Финансового университета: “Есть оценки, которые публикуют западные источники, есть полуофициальные данные, которые публикует Россия. ЦДУ ТЭК данные с марта не обнародует, поэтому сложно сказать, каковы сейчас реальные объемы российского экспорта. Все пересказывают параметры, которые озвучивает Bloomberg. Скорей всего и Bloomberg, и Kpler не могут видеть весь спектр продаж российской нефти. По иранскому экспорту Vortexa, Bloomberg и Kpler дают разные цифры, также будут у этих агентств гулять данные и по российской нефти. Россия не торопится сама эти цифры объявлять, хотя, мне кажется, какие-то аспекты озвучивать стоит, по крайней мере, по цене, чтобы мы не обсуждали сообщения Bloomberg со ссылкой на Argus о стоимости российской нефти в $38 за баррель. Российский Минфин не спешит объявлять стоимость российской нефти, как и компании. То есть оставлять российское информационное пространство наедине с западными оценками опасно. Тем не менее, если учитывать информацию западных агентств, морской экспорт российской нефти восстановился до апрельского уровня. То есть можно сказать, что ситуация в январе 2023 г. стала лучше, чем в декабре 2022 г. По всей видимости, компании адаптируются к новым логистическим условиям. Bloomberg оценил, что перевозка российской нефти западными перевозчиками и страховщиками сократилась до одной трети. До этого основную часть переправляли именно они. Поэтому можно предположить, что около половины морского экспорта выполняется не западными перевозчиками. “Потолок” цен на российскую нефть будет постепенно зажиматься, поэтому процесс перехода на альтернативных страховщиков и перевозчиков продолжится. Если они через пару месяцев скажут, что предельная цена – $40 за баррель российской нефти, то от услуг западных логистических структур просто откажутся. То есть надо делать так, как это делал Иран. Данная политика России приведет к какому-то сокращению производства, но мы посмотрим, к какому. Вице-премьер Александр Новак оценивает его в 7-8% падения. Самая жесткая оценка Центра стратегических разработок – 25% в 2023 г. Мне кажется, будет ближе к 10%. Стоит отметить, что Индия и Китай, а также другие страны, например, Турция, действительно перепродают российские нефтепродукты и сами производят нефтепродукты из российского сырья. России это выгодно, поскольку какой-то вариант экспорта у нас остается. В нашей стране нет обвала производства на треть или на половину, как обещало весной 2022 г. МЭА. При этом эти страны покупать российское сырье и нефтепродукты будут долго, так как это выгодно. Поэтому данная экспортная модель на продолжительную перспективу: РФ торгует с Китаем, Индией, Турцией и другими странами, а уже из них российские нефть и нефтепродукты перетекают в Европу. При этом бюджет России сверстан при $70 за баррель, придется его пересчитывать, это неизбежно. Пока сложно сказать, какова будет средняя стоимость российской нефти в 2023 г., возможно, в районе $50 или $40 за баррель, это устроит Россию. Хотя бюджет будет пересчитан и ему придется находить новые источники дохода. Возможно, будет повышение налогов на экспортные отрасли”. (oilcapital.ru/Химия Украины и мира)