Когда ЕС и США обсуждали санкции против российской нефти, некоторые аналитики предупреждали, что, хотя рынки не обратят особого внимания на нефтяное эмбарго, с топливом будет иначе. Все экономики работают на дизельном топливе, а мировые запасы дизеля оказались на критически низком уровне
Спустя месяц после вступления в силу топливного эмбарго мировые запасы дизельного топлива по-прежнему остаются критически низкими. Экспорт нефти из США в Европу стремительно растет, заменяя российские поставки, однако производство топлива сокращается из-за зимних штормов. По иронии судьбы и США, и Европе удалось избежать дефицита дизельного топлива из-за экономического спада.
Джон Кемп из Reuters заявил в начале февраля, что запасы дизеля в США в начале года оказались крайне низкими, несмотря на рост запасов с октября благодаря более высокому коэффициенту загрузки НПЗ и мягкой зиме, которая ограничила спрос на средние дистилляты. Однако он добавил, что экономический подъем в условиях инфляции может усилить дисбаланс между спросом и предложением, подпитывая рост инфляции, несмотря на усилия ФРС, которая стала повышать ставки для борьбы с нею.
Действительно, новые данные, опубликованные федеральным правительством на этой неделе, подтвердили, что грузовые перевозки и производство замедлились в последние месяцы 2022 г. Обычно это плохая новость, но, когда стране грозит дефицит дизеля, единственное, что позволяет этого избежать, – экономический спад, все выглядит иначе.
Ситуация довольно неопределенная: с одной стороны, инфляция, с другой – рецессия, которая, по мнению некоторых аналитиков, уже наступила. Другие же считают, ее удастся избежать.
Хотя мнения по поводу потенциальной рецессии в США разделились, в том числе в деловых кругах, все признают значение дизельного топлива как для американской экономики, так и для любой другой экономики. А это говорит о том, что рецессия в любом случае неизбежна.
Джон Кемп утверждает, что рано или поздно рецессия станет очевидна, поскольку либо центральные банки сильно увеличат стоимость кредитов в попытке взять инфляцию под контроль, либо инфляция приведет к сокращению расходов и промышленной активности, что спровоцирует рецессию.
Дизель как индикатор экономики. Потребление дизеля подсказывает, куда движется экономика – к естественной или искусственной рецессии. Судя по всему, сейчас все происходит в совокупности: осторожные планы по увеличению расходов в нефтяной отрасли из-за инфляции и столь же осторожные планы развития из-за более высокой стоимости кредитов.
Американский производственный сектор сокращается четыре месяца подряд. Это не очень хорошая новость с точки зрения ВВП, однако для дизеля это не так уж плохо. С другой стороны, признаки повышения активности, хотя это позитивный знак с точки зрения экономического роста, приведут к увеличению спроса на дизельное топливо, что вызовет дальнейшее сокращение запасов и, в конечном счете, будет способствовать инфляции.
На фоне спада производственной активности спрос на дизельное топливо снизился, и запасы начали восстанавливаться. Однако, как недавно отметил Кемп, запасы остаются на многолетних минимумах, рост активности подтолкнет цены вверх.
Это напоминает замкнутый круг, который будет непросто разорвать. Запасы дизеля достигли критически низкой отметки. Если спрос восстановится, цены вырастут, что подогреет инфляцию. Если спрос останется низким из-за падения экономической активности, запасы могут восстановиться, но на это уйдет много времени, в этот период американская экономика фактически будет охвачена рецессией.
Чтобы преодолеть эти препятствия, нефтеперерабатывающие заводы должны существенно нарастить производство дистиллятного топлива, но ни один НПЗ не сделает этого, если на рынке не будет спроса на данное топливо. Также существует проблема, связанная с сокращением перерабатывающих мощностей из-за перепрофилирования и закрытия НПЗ в последние годы. Ситуация вокруг дизеля говорит о том, что американская экономика может столкнуться с большими трудностями. (profinance.ru/Химия Украины и мира)