Власти хотят заставить ОККО, WOG и других игроков топливного рынка создать стратегический запас бензина и дизеля. Во сколько это обойдется потребителям.
Правительство в очередной раз пытается создать в Украине стратегические запасы горючего. Причины – топливный кризис весной 2022 г. и обязательства перед ЕС. Что предлагают власти, во сколько бизнесу и потребителям обойдутся нововведения?
В Украине должны быть созданы стратегические запасы горючего, но только после войны, говорит Дмитрий Веремиев, СЕО одесской сети заправок VST. Главное его опасение – российские ракеты, которые с февраля 2022 г. уничтожили более 20 нефтебаз. “Неправильно заставлять бизнес делать большие запасы на нефтебазах, когда по ним летят ракеты, – говорит он. – Это большие риски потери денег, которые никто не вернет”.
В феврале 2023 г. правительство зарегистрировало в парламенте законопроект о минимальных запасах нефти и нефтепродуктов. Импортеры и производители должны ежегодно резервировать 5% годового импорта или продаж горючего, постепенно увеличивая запасы, говорится в законопроекте. За нарушение этих требований предполагаются штрафы.
Этот законопроект был критически воспринят бизнесом. Поэтому 15 мая 2023 г. заместитель министра энергетики Николай Колесник во время заседания парламентского комитета по вопросам энергетики и ЖКУ предложил альтернативный законопроект, в подготовке которого уже участвовали игроки рынка.
Как и когда будут созданы стратегические запасы топлива. Участники рынка должны “резервировать” ежегодно не 5%, а 3% продаж или импорта горючего, говорит Колесник. Таким образом, за восемь лет Украина достигнет целевых показателей, предусмотренных обязательством страны перед ЕС.
Целевой показатель за восемь лет – 90 дней импорта или 61 день потребления, равный примерно 1,2 млн. т дизтоплива, 400000 т бензина и 200000 т сжиженного газа, подсчитал соучредитель Консалтинговой группы “А-95” Артем Куюн. Общая стоимость такого объема по нынешним ценам – около $2 млрд., говорит Куюн.
Первый год действие закона не будет обременительным для бизнеса, поскольку системные операторы уже хранят 3%, что равно 11 дням потребления, говорит Колесник. В настоящее время запасы нефтепродуктов в Украине, по данным Минэнерго, колеблются в пределах 10-30 дней.
Новый законопроект убирает штрафные санкции, предусмотренные в предыдущей версии. В то же время операторы рынка должны будут оформить банковскую гарантию в 25% от стоимости запасов. В случае нарушения требований по запасам эта банковская гарантия будет списана в пользу казначейства.
Также законом не предусматриваются проверки, то есть минимизируется коррупционная составляющая, убеждает Колесник. Вместо этого будет создана электронная система репортинга, фиксирующая нарушения.
Где будет храниться запас горючего? Не более 50% горючего операторы смогут хранить за границей, что позволит защитить запасы от российских ракет. Остальное – на украинских АЗС и нефтебазах.
Профильный комитет планирует рассмотреть законопроект до конца мая, Верховная Рада – во второй половине июня, говорит глава парламентского энергетического комитета Андрей Герус.
Кто оплатит стратегические запасы. Финансировать создание запасов будут исключительно игроки рынка. “Нам необходимо подтянуть финансирование и хорошо поработать, чтобы это случилось”, – говорит Юрий Кучабский, вице-президент сети АЗК ОККО. Важно, чтобы эти планы были незыблемыми и долгосрочными, ведь нужно инвестировать в строительство инфраструктуры, которой сегодня недостаточно для создания таких запасов.
Опасения топ-менеджера ОККО ясны. С 90-х годов Украина периодически попадала в бензиновые кризисы, что продуцировало дискуссии о необходимости создания стратегических запасов горючего, говорит глава финансового комитета Верховной Рады Даниил Гетманцев. “Но как только “пожар” на рынке удавалось потушить, вопрос минимальных запасов сразу же откладывался в долгий ящик”, – говорит он.
В соответствии с условиями Соглашения об ассоциации с ЕС, которое было подписано в 2014-м, Украина обязалась создать стратегические запасы горючего до конца 2022-го. С обретением статуса кандидата на членство в ЕС Украина должна ускорить этот процесс, добавляет Гетманцев.
Как это отразится на конечной цене на АЗС. “Мы переложим риски безопасности и ценовые риски на конечного потребителя”, – говорит Веремиев из VST. Это обойдется покупателю в +1,5-2 грн./л горючего, добавляет он. (forbes.ua/Химия Украины и мира)