Исследование аналитиков и данных налоговой показало: ОККО и Socar платят с литра горючего больше 2 грн. налогов. Вторая по размеру на рынке WOG – почти в три раза меньше. Аутсайдеры списка – на порядок меньше. Что это значит?
В прошлом году и в первой половине 2023-го сети автозаправок платили в бюджет с 1 л горючего от 10 копеек до 2,75 грн. К таким выводам пришли аналитики ИСЭТ и CASE Ukraine. Зарплаты работников топливных сетей, судя по уплате налогов, отличаются в 4,5 раза, свидетельствуют результаты исследования.
В то же время теневая доля на топливном рынке последовательно уменьшается с 27% в 2020 г. до 11% в 2022-м и до 8% в первом квартале 2023 г., по оценке аналитиков. Почему “налоговые” показатели лидеров рынка ОККО и WOG отличаются в три раза и что может ожидать компании, которые платят государству меньше всего?
Сколько с литра горючего получает государство и почему. В первой половине 2023 г. бензин А-95 стоил примерно 45-52 грн./л, дизель – 43-55 грн./л, по данным minfin.com.ua. Сколько из них уплатили в госбюджет – считал Олег Гетман, специалист Экономической экспертной платформы.
Больше всего с литра платит ОККО – 2,4 грн. с литра во втором квартале 2023 г., согласно исследованию. По собственной оценке, OKKO заплатила 2,57 грн. налогов с операционной деятельности за 1 литр проданного топлива во втором квартале 2023 г., в сравнении с предыдущим показателем 2,28 грн. на литр”, – говорит вице-президент OKKO Назар Купибида. OKKO включает в налог с операционной деятельности налог на прибыль, НДС (кроме импортного), розничный акциз, налог на доходы физических лиц, военный сбор, земельный налог, взнос на обязательное государственное пенсионное страхование, добавил он.
“По сравнению с прошлым годом наша компания значительно укрепила позиции на рынке, увеличив долю рынка и розничные продажи на АЗС”, – объяснил Купибида причины увеличения суммы.
OKKO – это самая крупная частная сеть примерно с 400 заправок по всей Украине. Военный 2022-й компания завершила с прибылью, подтвердил ее глава Василий Даниляк. Только за первое полугодие 2022-го ОККО получила 3 млрд. грн. чистой прибыли, что на 20% больше, чем за весь 2021 г., выручка выросла на 64% до 32,8 млрд. грн.
Вторая по размеру частная сеть с 360 заправками WOG стабильно платила государству около 0,7-0,8 грн. с литра. “Из-за старых валютных долгов компания в ближайшие годы не сможет достичь уровня ОККО по налогу на прибыль”, – объясняет руководитель WOG Holding Андрей Пивоварский. По сравнению с 2021-м компания нарастила долю на рынке с 8-9% до 13-16%, говорил он.
Киевская сеть KLO платила государству до 1 грн. с литра, как БРСМ и UPG. В налоговом хвосте – “Авантаж” и сеть Prime с результатом до 0,5 грн. за литр.
Как считали? Исследование основывается на данных налоговой: объемы уплаченных налогов разделили на объемы розничных продаж горючего, рассказывает Гетман. Среди учитываемых налогов: налог на прибыль, налог на доходы физических лиц (18%), единый социальный взнос (22%) и другие. Импортный НДС и акциз не учитывали. “Почти все компании сейчас импортируют, эти суммы должны быть одинаковыми”, – пояснил он.
Должны ли результаты быть одинаковыми в разных сетях? Нет. “По налогам на литр возможны аномалии”, – говорит Гетман. В расчет включен налог на прибыль, который может зависеть от многих факторов, в том числе долгов и инвестиций, объясняет директор компании “Консалтинговая группа А-95” Сергей Куюн.
А вот зарплаты работников должны быть плюс-минус одинаковые, считают и Гетман, и Куюн. ОККО платит работнику в среднем 34000 грн. в месяц, свидетельствует исследование. Сумма так высока, потому что в сети во втором квартале 2023-го выплатили ежегодные бонусы персоналу, пояснил Купибида.
Socar и UPG платят в среднем около 25000 грн. в месяц, U.GO, Shell и Amic – примерно 20000.
А вот вторая по размеру WOG – всего 14600 грн. Результаты исследования по зарплатам в сети WOG в целом соответствуют действительности, если аналитики не учитывали вознаграждение работникам центрального офиса, сообщила пресс-служба компании.
Около минималки в среднем платят киевская сеть KLO и Prime, заправляющая грузовики.
Государственной “Укрнафты” вообще нет в исследовании. “Не смогли отделить налоги, уплаченные именно сетью АЗС”, – говорит аналитик Гетман.
Сеть заправок грузового транспорта Prime еще в июне попала в перечень подозрительных после заседания парламентской временной следственной комиссии (ВСК) 27 июня по экономической безопасности, которую возглавляет народный депутат Ярослав Железняк. После той ВСК налоговая 1,5 месяца проверяла заправки Prime во всех регионах, рассказывает владелец сети Дмитрий Леушкин. “Нас разобрали на молекулы”, – добавляет он и утверждает: в результате проверок нарушений не обнаружили. В то же время Prime судится из-за результатов проверок примерно в пяти случаях, добавляет Леушкин. Почему Prime платит всего 0,2 грн./л? Компания переместилась из Харькова из-за войны, документы на прежние ООО утрачены, поэтому в официальной отчетности именно такие результаты, говорит Леушкин. Еще один его аргумент – АЗС-сети расположены в селах, там маржа меньше.
К чему приведет исследование о налоговой дисциплине сетей АЗС. Освещение темы создает социальное давление, поэтому некоторые сети анонсируют, что их показатели в третьем квартале значительно улучшатся, говорит Куюн.
Результаты работы позволили сети WOG планово повысить зарплаты работникам с 1 сентября, сообщила пресс-служба компании.
Prime будет постепенно улучшать показатели до 0,7-0,8 грн./л в первом квартале 2024 г., говорит Леушкин.
Аналитики проводили исследования в рамках работы парламентской ВСК, отмечает Железняк. “У нас есть все эти данные, нет никакой необходимости проводить еще одно заседание комиссии”, – добавляет он.
Сейчас теневой сектор не растет, но задача – свести его к нулю, говорит Железняк. Уже состоялся ряд проверок сетей. Теперь должны активизироваться Национальная полиция и Бюро экономической безопасности, считает он. (forbes.ua/Химия Украины и мира)