Главным событием недели стал Петербургский международный экономический форум, отметившийся большим количеством рамочных подписаний и анонсов новых проектов. Однако на полях форума одним из главных обсуждений стала налоговая реформа, особенно в части возрастающей нагрузки на производства удобрений, которая оказалась выше, чем предполагалось ранее. Также за форумом остались незамеченными новые судебные тяжбы отраслевых предприятий.
Удобрениям готовят новые налоги. Одной из главных тем Петербургского международного экономического форума (ПМЭФ) для производителей минеральных удобрений стали не многочисленные новые рамочные соглашения с регионами о развитии соцсферы, а увеличение налоговой нагрузки на бизнес. Практически в ходе каждой сессии с их участием вставал этот вопрос. И дело не только в росте налогов на прибыль, на добычу полезных ископаемых (НДПИ), а также введении прогрессивной шкалы налога на доходы физлиц.
Во-первых, на полях ПМЭФ производители удобрений обратили внимание на пункт, который многими остался незамеченным: акциз на природный газ, приобретенный для производства аммиака, должен составить 2400 руб./тыс. кубометров с января 2025 года. О планах Минфина на акцизы говорилось и ранее, но предполагалось, что ставка составит 1200 рублей в 2025 года, а с 1 января 2026 года ее собирались определять по специальной формуле с коэффициентом индексации.
Во-вторых, с 1 января 2025 года предлагается установить рентный коэффициент при добыче калийных солей в 8,8 и при добыче апатит-нефелиновых, апатитовых и фосфоритовых руд увеличить с 7 до 15,5.
Наконец, производители удобрений опять подняли тему грядущего изменения механизма платы за использование портовой инфраструктуры. Согласно законопроекту, правительство должно получить полномочия по определению стоимости аренды портовой инфраструктуры, находящейся в федеральной собственности, с учетом доходов ее арендаторов и расходов государства на ее содержание. Нынешний же механизм расчета предполагает проведение рыночной оценки. Бизнес выступает против нововведений, опасаясь, что они приведут к росту стоимости портовых услуг.
На фоне всех нововведений кажется вполне логичным, что производители минеральных удобрений активизировали работу по наращиванию мощностей в Латинской Америке и задумываются над тем же в Африке.
Судебные победы “Русхимальянса” вдохновили других истцов. “Русхимальянс” празднует судебную победу за победой над своими бывшими европейскими партнерами, правда, исключительно на “домашнем поле” – в арбитраже Санкт-Петербурга. После успеха (пусть и не полного) в тяжбе с Deutsche Bank и другими кредитными организациями, работавшими в консорциуме на проекте газохимического комплекса в Усть-Луге, очередной триумф был в деле с Linde. Тринадцатый арбитражный апелляционный суд отклонил апелляционную жалобу германской инжиниринговой компании Linde на решение о взыскании с нее 112 млрд. рублей в пользу “Русхимальянса”. Кроме того, арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области по заявлению “Русхимальянса” наложил арест на имущество, денежные средства и ценные бумаги еще двух германских банков – Landesbank Baden-Wurttemberg и Bayerische Landesbank.
Такие успехи “Русхимальянса” обнадежили и другие российские компании, которые активизировали работу в суде в отношении своих бывших европейских партнеров. Так, компания “Адорабелла”, акционер холдинга “Фосагро”, обратилась в арбитражный суд Москвы взыскать около 1,3 млрд. рублей со швейцарского банка Credit Suisse и его дочерних российских структур. Ответчиками также указаны “Банк Кредит Свисс (Москва)” и “Кредит Свисс Секьюритиз (Москва)”. Основания исковых требований пока не сообщаются, однако ранее компания подавала иск в арбитражный суд Калининградской области о взыскании около 1,6 млрд. рублей с Euroclear Bank и кипрской Renaissance Securities Limited.
“Росхим” дособирает содовые активы. RUPEC продолжает следить за формированием холдинга “Росхим”. На этот раз в СМИ появилась информация о том, что холдинг приобретет два предприятия в Пермском крае. Речь идет о “Сода-Хлорате” в Березниках и “Камтекс-Химпроме” в Перми. “Камтэкс-Химпром” выпускает фталевый ангидрид и диоктилфталат, а также фумаровую и бензойную кислоты. “Сода-Хлорат” – соединения калия и кальция. Последняя компания была образована в 1999 году после выделения из березниковского объединения “Сода”. Березниковский содовый завод – вторая половина “Соды” – уже находится под контролем “Росхима”.
В ходе одной из сессий ПМЭФ, отвечая на вопрос модератора об эффективности такой концентрации активов в одном холдинге, глава “Росхима” Эдуард Давыдов отметил, что в текущих условиях считает это правильным.
“Мы объединили в содовый кластер все три основных содовых завода: Стерлитамакский, Березниковский и Крымский. Конечно, когда ты контролируешь всю отрасль, тебе проще определять, где и какой продукт эффективнее производить, это во-первых. Во-вторых, это новые проекты”, – сказал Давыдов. Он считает, что такое объединение позволит модернизировать предприятия и создать на них производства тех продуктов, которые ранее в России не производились, а Федеральная антимонопольная служба, по его мнению, будет следить за справедливостью цен. (rupec.ru)