В Раде переписали ко второму чтению законопроект об акцизах на топливо. Увеличили ставку на СУГ и предусмотрели введение льготы на дизель для аграриев.
Налоговый комитет Верховной Рады одобрил ко второму чтению законопроект №11256-2 о повышении акцизов на топливо и переписал в нем график роста налога на сжиженный углеводородный газ (СУГ, автогаз). Также депутаты предусмотрели в документе разработку отдельного законопроекта для введения льгот на акциз с топлива, используемого аграриями.
Согласно сравнительной таблице к документу, появившейся на сайте ВР 10 июля, с 1 сентября ставку СУГ предлагают увеличить до 148 евро/1000 л. А в 2028 году она будет установлена на уровне 250 евро.
По расчетам LIGA.net, в случае принятия законопроекта с новыми правками с 1 сентября налоговая составляющая в стоимости автогаза (акциз + НДС) увеличится на 5 грн./л до 7,8 грн./л согласно курсу НБУ на 12 июля. В предыдущей редакции законопроекта, одобренного парламентом в первом чтении, акциз на автогаз должен был вырасти до 55,6 евро с нынешних 52 евро. В 2028 году ставку предлагалось установить на уровне 70 евро.
Новая версия графика роста акциза на СУГ ближе к варианту, предложенному правительством в законопроекте №11256. По нему с 1 июля ставка налога на автогаз должна была вырасти до 165 евро, в 2028 году – до 277 евро.
В законопроектах №11256 и №11256-2 сначала предполагалось начать повышение с 1 июля 2024 года, но правками это событие перенесли на 1 сентября.
Правительственный проект парламент отклонил. Как объяснял заместитель председателя налогового комитета Ярослав Железняк, голосование за правительственный законопроект провалилось, потому что “не все депутаты были на своих рабочих местах”.
Основным аргументом за установление акциза на автогаз на уровне 70 евро было то, что эта ставка ближе к минимальному уровню, рекомендованному директивой Евросоюза 2003/96 (около 68 евро/1000 л). Именно приближение украинских налогов на топливо к европейским является официальной целью принятия законопроекта. А ставки акциза на бензины и дизельное топливо во всех редакциях проекта закона предлагается увеличить до минимального уровня, указанного в директиве.
Необходимость роста акциза на СУГ сверх 70 евро объясняется тем, что директива ЕС только рекомендует минимальный уровень налога. Также акцизы на бензины и СУГ должны быть равными, объяснял глава налогового комитета Даниил Гетманцев.
“Сжиженный газ дает на 20% меньше энергии, чем бензин. Соответственно, должен отличаться и акциз”, – говорил депутат. Именно он внес поправки в законопроект №11256-2 по увеличению акциза на СУГ.
Также согласно правке Гетманцева в законопроект №11256-2, учтенной народными депутатами, в период действия военного положения и в течение 30 дней со дня его отмены не будут считаться акцизным складом помещения или территория плательщика этого налога, на которой общее количество расположенных емкостей для хранения горючего, используемого исключительно для заправки электрогенераторных установок, не превышает 2000 литров.
Субъекты хозяйствования должны вести отдельный учет такого горючего и рассчитываться за его приобретение только в безналичной форме.
На территориях, где ведутся активные боевые действия или которые временно оккупированы Российской Федерацией (согласно перечню Кабмина), при тех же условиях не будет считаться акцизным складом помещения, где общее количество емкостей для топлива, используемого для электрогенераторов, не превышает 5000 литров. Это послабление не касается производителей, оптовых и розничных торговцев топлива.
Еще одной правкой депутаты хотят обязать Кабмин в течение трех месяцев со дня вступления в силу этого закона внести в парламент законопроект о введении понижающего коэффициента на уровне 0,5 к ставкам акцизного налога на тяжелые дистилляты (газойли, дизельное топливо), предназначенные для использования сельхозпроизводителями.
Если соответствующий законопроект примут, то дизельное топливо для аграриев в 2025 году будет облагаться налогом по ставке 107,5 евро/1000 л, а не 215 евро, как хотят сделать для остального ДТ. Ранее украинские ассоциации аграриев уже обращались в парламентский комитет по аграрной политике с замечаниями по проекту №11256-2. По их подсчетам при новой ставке налога в течение 2025 года сельхозпроизводители дополнительно уплатят 5,5 млрд. грн. налогов. Это ослабит их конкурентность на международных рынках, потому что европейские аграрные производители уже сейчас платят меньший акциз на топливо, чем украинские. В ЕС аграрные бизнесы, не пользующиеся дорогами общего значения, платят всего 50% от установленного акциза, отмечают в ассоциациях.
По мнению директора Консалтинговой группы А-95 Сергея Куюна, введение понижающего коэффициента для топлива, использующегося аграриями, – рисковый шаг. “Посмотрим, как это будет реализовано. Но в украинских реалиях очень тяжело контролировать использование целевых льгот. Может получиться так, что все дизельное топливо станет аграрным”, – отметил Куюн. (liga.net)