По сравнению с августом в сентябре импорт дизельного топлива в Украину упал на 26% до 493 тыс. тонн, свидетельствуют данные Консалтинговой группы “А-95”. Сокращение закупок за рубежом было ожидаемой реакцией рынка, поскольку со 2 сентября начала действовать повышенная ставка акциза, поэтому многие компании в течение августа накопили большие запасы продукта.
Впрочем, падение объемов импорта могло быть еще больше, если бы не нисходящая динамика цен, наблюдавшаяся в начале осени. В сентябре котировки ULSD в Северо-Западной Европе и Средиземноморье колебались в диапазоне $646-713/т CIF, в то время как в августе дизель торговался в пределах $696-750/т CIF. Это побудило некоторых импортеров покупать топливо в сентябре, чтобы разбавить более дорогие августовские остатки.
Нетрадиционный коктейль. Сокращение поставок в сентябре произошло по всем направлениям, но если закупки с юга уменьшились на 23%, то с западных источников импорт упал почти на 30%. Трейдеры на юге в сентябре предлагали дизель на более привлекательных условиях, благодаря чему сокращение объемов реализации было меньше по сравнению с западным направлением. Но оборотной стороной этих усилий было падение рентабельности продаж морского ресурса на дунайских терминалах.
В сентябре с южного направления были отгружены 294 тыс. тонн дизтоплива, наибольшие объемы были импортированы из Румынии. Оттуда в Украину поступила 191 тыс. тонн продукта, это на 14% меньше, чем в августе.
В то же время в румынском дизельном коктейле в сентябре добавилось больше ближневосточных ноток и даже появился американский привкус. 153 тыс. тонн дизтоплива были производства Кувейта, Израиля, ОАЭ, Омана и Саудовской Аравии. В августе эти ингредиенты составляли 55 тыс. тонн. Также одна из украинских компаний приобрела из Констанцы 2,3 тыс. тонн американского дизтоплива.
Причиной изменения структуры импорта стало фактическое отсутствие турецкого продукта в румынских портах. Из-за ремонта на НПЗ STAR в сентябре в Констанцу и Мидию не поступило ни одного груза из Турции, заводы Turpas также не направляли свое топливо в Румынию. Как следствие, в сентябре импорт турецкого дизтоплива в Украину упал с 35 тыс. тонн до 6 тыс. тонн. Основными компаниями-поставщиками продукта из Румынии в сентябре являлись Vitol (93 тыс. тонн) и Euronova Energies (39 тыс. тонн). Также большие объемы дизеля доставили Socar и Oscar Downstream, каждый по 11 тыс. тонн.
Поставки из Греции в сентябре упали со 116 тыс. тонн до 96 тыс. тонн. При этом импорт продукта производства Hellenic Petroleum уменьшился с 97 тыс. тонн до 73 тыс. тонн, а Hellas вырос с 19 тыс. тонн до 22 тыс. тонн. Пожар, который произошел в середине сентября на принадлежащем Hellas НПЗ в Коринфе, не отразился на поставках топлива в прошлом месяце.
UPG поддержала запад. С западного направления объемы поставок дизтоплива в сентябре составили 199 тыс. тонн. Импорт из Польши сократился на 27% до 118 тыс. тонн. Больше всего в прошлом месяце упали отгрузки PKN Orlen с терминала в Журавице. Если в августе концерн отправил 30 тыс. тонн дизеля с пограничного терминала, то сентябрьский объем составил всего 10 тыс. тонн. В то же время Orlen активно поставлял топливо с НПЗ в Гданьске. В прошлом месяце с гданского завода отгрузки выросли с 4 тыс. тонн до 26 тыс. тонн. Смена источника поставок, вероятно, была обусловлена проведением ремонтных работ на Плоцком НПЗ, начавшихся 13 сентября.
Наибольшие объемы обеспечила Select Energy, являющаяся партнером “Укрпаллетсистем”. В сентябре отгрузки из польских портов этой компанией составили 43 тыс. тонн, это на 29% меньше по сравнению с августом.
Продажи Unimot в прошлом месяце упали почти вдвое и составили 25 тыс. тонн. Негативное влияние на объемы реализации группы оказал низкий спрос в Украине, а также ограничение предложения ресурса от немецких НПЗ.
Поставки из Литвы в сентябре сократилось на 15% до 43 тыс. тонн. В конце августа Orlen Lietuva завершил реконструкцию терминала “Моцкава”, увеличившую пропускную способность по железной дороге с 90 тыс. тонн до 170 тыс. тонн. Однако протестировать новые логистические возможности литовскому производителю помешал низкий спрос в Украине и подготовка к ремонту на Мажейкяйском НПЗ, который начался 7 октября.
В сентябре в Украину поставлялось дизтопливо из 17 стран-производителей. Самые большие объемы приходятся на Грецию: в прошлом месяце там приобрели 97 тыс. тонн топлива. Второе место по объемам заняли США – 74 тыс. тонн. Также были импортированы большие объемы дизтоплива из Кувейта (63 тыс. тонн), Израиля (49 тыс. тонн), Литвы (43 тыс. тонн) и Польши (36 тыс. тонн).
За девять месяцев объемы импорта дизтоплива в Украину составили 4,83 млн. тонн, что на 7% больше, чем за аналогичный период прошлого года. Интересный результат на фоне ожидания уменьшения рынка. (enkorr.ua)