В октябре объемы поступления дизтоплива и газойля в порты Румынии выросли на 30% до 401 тыс. тонн, свидетельствуют данные Консалтинговой группы “А-95”. “Констанца” была единственным портом, куда поступали зарубежные грузы с дизтоплем и газойлем.
В октябре крупнейшей страной-поставщиком дизтоплива в Румынию была Саудовская Аравия. В прошлом месяце три танкера доставили в Констанцу 219 тыс. тонн продукта. Весь объем был отправлен с терминала завода Yanbu Refinery. По сравнению с сентябрем объемы поставок выросли более чем вдвое, что было обусловлено отсутствием в регионе предложений от турецких НПЗ.
Крупнейший турецкий экспортер дизеля НПЗ STAR с 5 сентября по 1 ноября производил ремонтные работы и значительно сократил отгрузку нефтепродуктов в этот период. Партия продукта в объеме 94 тыс. тонн поступила в Констанцу с терминала завода Yanbu Refinery.
Вторыми по объемам поставок дизтоплива в октябре были США. В прошлом месяце в Констанце разгрузились два танкера общим объемом 85 тыс. тонн. Появление американского топлива в Черном море, с одной стороны, было обусловлено отсутствием турецкого топлива, с другой – конкуренцией между американскими и индийскими поставщиками в регионе ARA.
Кратчайший путь попадания индийского топлива в Румынию пролегал через Красное море. Но после повышения угрозы обстрелов гражданских судов йеменскими хуситами танкеры с нефтепродуктами, в том числе индийскими, стали избегать этого маршрута. Индийская Reliance, основной экспортер дизеля, увеличила продажи в менее маржинальном азиатском регионе, а в Европу отгружала топливо в обход африканского континента.
Как следствие, путь в страны Западной Европы оказался короче, чем в Румынию и Турцию, которые когда-то были крупными покупателями индийского топлива. В конце концов это привело к росту конкуренции между Индией и США. Американские компании обычно отгружают топливо в танкерах класса MR2 и несут большие транспортные расходы по сравнению с суднами LR2 и VLCC, которыми грузит индийский производитель.
Впрочем, некоторый объем индийского топлива в октябре в Румынию попал. Четыре небольших танкера загрузились у берегов Мальты и доставили в Констанцу 23 тыс. тонн дизтоплива в прошлом месяце. Это были первые поставки индийского топлива с июня этого года.
Поставки топлива из Греции в прошлом месяце составили 41 тыс. тонн. Основной объем, 36 тыс. тонн, поступил с терминала завода Hellenic Petroleum в Элефсине. Остальное топливо было отправлено с завода Motor Oil.
Поставки дизтоплива из Египта и Израиля составляли соответственно 17 тыс. тонн и 15 тыс. тонн.
За десять месяцев объемы перевалки ДТ и газойля в румынских портах составили 3,56 млн. тонн, что на 10% превышает показатель за аналогичный период прошлого года. (enkorr.ua)