После провала 2022 года спрос на ПВХ в России начал восстанавливаться. В условиях сокращения поставок из-за рубежа и роста доли Китая в импорте до монополистических значений российские производители усилили деятельность на внутреннем рынке. При этом “Русвинил” корректирует формат работы со сбытом, а БСК анонсировал модернизацию и строительство мощностей по выпуску эмульсионного поливинилхлорида.
Потребление ПВХ восстанавливается. Стрессовый 2022 год для российской промышленности отразился и на потреблении ПВХ. Оно упало относительно 2021 года на 13% до 841 тыс. тонн. Если взять сегмент суспензионного ПВХ (ПВХ-С), который преимущественно идет в оконную промышленность, то снижение было чуть менее резким – на 10% (до 734 тыс. тонн).
Во многом это связано с особенностями строительного рынка в этот период. С одной стороны, по данным Росстата, 2022 год был рекордным по вводу жилья в эксплуатацию. С другой стороны, по данным Infoline, во многом рекорд был обеспечен индивидуальным жильем и особенно “дачной амнистией”, а ввод многоквартирного жилья был не таким интенсивным. Но в 2023 году ситуация изменилась: объем ввода многоквартирного жилья подрос практически на 4%.
Это нашло отражение и в росте спроса на ПВХ. До значений 2021 года еще далеко, но относительно 2022 года отмечается позитивное движение. Объем потребления этого полимера в целом в России в 2023 году вырос почти на 9% до 914 тыс. тонн. Потребление ПВХ-С, применяемого в оконном производстве, увеличилось на те же 9% до 800 тыс. тонн.
Производство ПВХ растет на внутреннем спросе. Спрос на ПВХ внутри страны отражается на производстве этого полимера российскими компаниями. Причем в 2023 году экономическая связка “производитель полимера в РФ – переработчик полимера в РФ” стала гораздо плотнее.
Динамика производства ПВХ в целом очень схожа с динамикой его потребления. В 2022 году на фоне сокращения спроса объем выпуска поливинилхлорида упал на те же 13% (до 857 тыс. тонн), что и переработка. А в 2023 году производство выросло на 5% до 902 тыс. тонн. Росстат показывает несколько иные цифры – рост производства полимеров винилхлорида всего на 0,7%. Однако, вероятнее всего, имеет место ошибка в публикации ведомства, так как даже динамика отгрузки (продаж) гораздо выше – увеличение на 9% в 2023 году относительно 2022-го.
Темпы роста производства полимеров винилхлорида оказались чуть ниже, чем темпы роста их переработки. Это в целом характерно для российского рынка полимеров в 2023 году и связано с пересмотром рынков сбыта химическими компаниями. Дело в том, что российские производители в целях удовлетворения спроса внутри страны начали переориентировать свои продажи и сокращать экспортное направление в пользу российских компаний-переработчиков. В итоге доля продаж ПВХ на внешние рынки у российских производителей сократилась с 22% в 2022 году до 15% в 2023 году.
Импорт поменял лицо. Необходимость усиления продаж внутри страны от производителей РФ связана еще и с тем, что, несмотря на восстановление спроса, поставки импортного ПВХ на рынок РФ не выросли. Относительно 2022 года они даже снизились. В 2023 году в целом доля импортного ПВХ в российском потреблении составляла 16%, но в основном за счет дефицитного для страны эмульсионного ПВХ. Доля импортного суспензионного ПВХ, применяемого в оконном производстве, существенно меньше – всего 7%. Это показатель на уровне спокойного 2021 года.
В структуре импорта практически монополистических показателей за два года достиг Китай. В 2021 году на российском рынке лидировали компании из Германии (47% импорта ПВХ в РФ). Китай занимал лишь вторую строчку – 28% импорта. Еще 8% поставляли производители из Швеции. В 2022 году доля Китая составила уже 72%, а Германии опустилась до 14%. В 2023 году компании из Поднебесной привезли в Россию 84% всего импортного ПВХ. 7% в прошлом году пришлись на поставки из США, 4% – из Южной Кореи.
Запас мощностей еще есть. Низкие доли импортного ПВХ-С в структуре российского потребления связаны с тем, что в целом в России имеется собственный запас производственных мощностей для его выпуска. В отличие от эмульсионного ПВХ, суспензионный ПВХ в РФ производят несколько компаний, их мощности в 2023 году были недозагружены. Хотя загрузка и выросла относительно 2022 года, потенциал для наращивания объемов выпуска ПВХ-С остается.
Совокупные мощности производства ПВХ в России превышают 1 млн. тонн в год. Абсолютное большинство (1020 тыс. тонн) – это именно суспензионный поливинилхлорид. Всего в РФ действуют четыре крупных производителя ПВХ. “Русвинил” (Кстово, Нижегородская область) может производить 360 тыс. тонн, из которых 330 тыс. тонн – это суспензионный ПВХ. Мощности “Саянскхимпласта” (Саянск, Иркутская область) оцениваются в 320 тыс. тонн. “Башкирская содовая компания” (Стерлитамак, Республика Башкортостан) имеет мощности в 270 тыс. тонн ПВХ в год, “Каустик” (Волгоград) – 100 тыс. тонн.
Российские производители меняют вектор. Такая расстановка сил сложилась на рынке ПВХ после слияния стерлитамакских заводов в 2013 году и пуска “Русвинила” в 2014-м. Однако в прошлом году на рынке наметились изменения.
Во-первых, “Башкирская содовая компания” (БСК) вошла в состав (и даже во многом стала основой) нового крупного химического холдинга “Росхим”, который заявил большую инвестпрограмму, в том числе и в отношении производства ПВХ. В середине прошлого года холдинг анонсировал строительство производства эмульсионного ПВХ мощностью 50 тыс. тонн в год на территории БСК, а также модернизацию действующих производств дихлорэтана и винилхлорида. Однако пока проект находится на стадии технико-экономического обоснования.
В то же время, после проседания производства в 2022 году из-за отсутствия поставок реагентов из ЕС, в 2023 году компания смогла перейти на аналоги. Инициатор полимеризации теперь используется китайского производства, а процесс окислительного хлорирования этилена был переведен на российский катализатор. Это позволило компании начать восстановление объемов производства.
Во-вторых, “Русвинил”, бывший совместным производством России и Бельгии, в 2023 году полностью был выкуплен российским акционером – холдингом “Сибур”. За полгода предприятие полностью перешло на объединенную сбытовую и логистическую сеть “Сибура”, получив возможность использовать склады по всей стране. Также у “Русвинила” есть возможности полноценного использования НИОКР-центров “Сибура” для доведения марок ПВХ под конкретные задачи компаний-потребителей.
В 2023 году в целом “Сибур” увеличил продажи на внутреннем рынке, доведя их долю до 75%. В марте этого года компания объявила о переходе от продуктовой к отраслевой схеме работы на внутреннем рынке. То есть если раньше за ПВХ отвечал один менеджер, а, например, за каучуки для уплотнителей – другой, то теперь вне зависимости от материала запросы компаний-потребителей будет обслуживать менеджер, специализирующийся, например, на строительном направлении. В компании считают, что это позволит повысить эффективность работы с запросами производителей конечной продукции, а также лучше вести разработку новых продуктов и готовых решений из полимеров с фокусом на конечных потребителей.
“Саянскхимпласт” и “Каустик” о подобных проектах и программах пока в публичной сфере не заявляли, но очевидно, что при такой активизации конкурентов им также придется корректировать свою работу на внутреннем рынке страны. (rupec.ru)