В течение недели цены на дизельное горючее изменялись разнонаправленно под давлением европейских котировок и валютного курса. Несмотря на достаточные объемы поставок, распространение статуса “рисковых” сужает круг компаний, с которыми можно спокойно работать. С одной стороны, это заставляет “рисковых” предлагать более привлекательные цены, с другой – позволяет “нерисковым” увеличить продажи.
По словам участников рынка, на юге были зафиксированы случаи, когда один из “рисковых” предлагал горючее из “дружественной” компании по цене на 30-40 коп./л меньше начальных предложений на рынке.
“Из-за особенности статуса продажи проблематичные, но сливать товар как-то нужно”, – говорит один из трейдеров.
Блокировка оптовых трейдеров была темой обсуждения на онлайн-встрече, организованной на прошлой неделе Консалтинговой группой “А-95”. Участие в совещании приняли председатель парламентского комитета по финансам, налоговой и таможенной политике Данило Гетманцев, первый заместитель ГНС Евгений Сокур и известные оптовые операторы, среди которых “Альянс Энерго Трейд”, “Джетлайн”, УНТК, “Газтрон”, “Мартин Трейд”, “Азарес”.
По словам директора “А-95” Сергея Куюна, наибольшее понимание было достигнуто в вопросе “рисковости” и потребности в применении более тактического механизма блокирования компаний, оказавшихся под вниманием налоговиков. Самым сложным остается вопрос налоговой нагрузки: чиновники предложили участникам рынка предоставить свои предложения по этому поводу и обсудить их во время следующих встреч.
Необходимость учитывать новые реалии и повышенное внимание налоговиков заставила многих операторов учитывать налоговую составляющую при определении цен продаж.
“Вопрос налоговой нагрузки заставил некоторых трейдеров по-другому посмотреть на ценообразование. Но в условиях постоянного профицита продукта и множества импортеров существенно повлиять на маржу невозможно”, – отметили в одной из компаний. Проблемой остается то, что ГНС в большинстве своем следит за крупными поставщиками, в то время как мелкие импортеры не обременены таким вниманием (читай – нормативами по налоговой нагрузке), поэтому имеют большее пространство для маневра.
Баланс в августе. По ощущениям трейдеров, в середине августа рынок сбалансировался благодаря росту спроса и умеренным поставкам.
В июле среднесуточный импорт дизеля снизился на 5% до 17,38 тыс. т по сравнению с июнем. В августе динамика сохранилась: за 11 дней отгрузки составили 15,81 тыс. т в сутки (-9%).
В то же время на юге поставки выросли на 23% до 11,76 тыс. т главным образом благодаря потокам из Греции и Турции. Трейдеры “распечатали” турецкое направление, поставив 6,38 тыс. т. Ресурс прошел лабораторные проверки и пошел на рынок.
В первой половине августа уменьшились отгрузки дизтоплива из Румынии (по сравнению с неделей ранее на 15% до 4,9 тыс. т в сутки). По словам трейдеров, из-за очередей барж в Констанце и ремонта одного из резервуаров график отгрузки ресурса значительно сдвинулся.
“Наша баржа стоит уже неделю. Румыны грузят на внутренний рынок, Сербию, возрос спрос и от украинских компаний. Кроме того, некоторые танкеры перешли на баржи. Это все влияет на график загрузок и, как следствие, рост дополнительных затрат”, – рассказал импортер.
Через западную границу импорт дизтоплива уменьшился на 15% до 6,75 тыс. т из-за снижения железнодорожных поставок ресурса из Польши и Германии. А вот отгрузки из Литвы прибавили 15% и составили 56 бензовозов в сутки. На следующую неделю Orlen Lietuva анонсировала удорожание ДТ на $15/т до $771-788/т. У украинских трейдеров прирост составил 0,90-1 грн./л. Согласно данным telegram-канала УНТК, цены на газ литовского производителя составляют 39,90-40,60 грн./л в зависимости от базиса.
На 16 августа стоимость дизельного горючего на западе колебалась в пределах 42,20-44,49 грн./л. На нижней границе предлагали горючее в Волынской области “Мартин Трейд” и УНТК. Чуть дороже – за 42,30 грн./л – “Валентина” (MCK Group).
На дунайских терминалах цены стартовали с 40,95 до 41,50 грн./л. Но, по словам участников рынка, в середине дня были предложения и за 40,55-40,59 грн./л. “Укройлпродукт” предлагал дизель за 40,95 грн./л, “Параллель-М ЛТД”, “Юкас Петролиум”, “Солар Ойл”, “Эксон” – за 41 грн./л.
В целом, согласно данным мониторинга Консалтинговой группы А-95, за неделю средняя стоимость дизельного горючего увеличилась на 0,24 грн./л до 43,81 грн./л. (enkorr.ua)