ОПЗ после пуска в конце августа 2024 г. произвел первые 9 тыс. тонн аммиака, часть из которого отправлена на “Сумыхимпром”.
В настоящее время аммиак продается заводом по цене от 27000 грн./т, FCA, карбамид – 20500 грн./т, FCA. На большие объемы можно получить скидку. Это самые низкие официальные цены в Украине от производителей. Аммиак в Украине с доставкой в конце августа продавался по 28000-32000 грн./т, это был преимущественно аммиак производства черкасского “Азота”. Карбамид из Черкасс официально предлагается по 23000 грн./т с доставкой.
Даже, несмотря на низкую цену, ОПЗ не фиксирует очереди за аммиаком, а карбамид у производителя появится только в октябре. Первые 30 тыс. тонн карбамида от ОПЗ были проданы еще в конце августа.
Трейдеры не спешат заходить в долгие контракты с ОПЗ и причин много: во-первых, глобальный рынок азотных удобрений еще не стабилизировался, во-вторых, завод не сам покупает газ и не сам продает готовую продукцию (полноценной реализации толлинговой схемы не произошло), в-третьих, в Украине аграрии придерживают зерно и не спешат покупать удобрения. Что касается аммиака, то важный и ключевой фактор – сухая и теплая погода не позволяет вносить аммиак. По оценкам, могут купить от 50 до 90 тыс. тонн аммиака, но вносить будут в виде водного раствора и частично в виде безводного аммиака. Во всех случаях в поле должна быть влага, а температура почвы не выше 15 *С.
Так что основным потребителем аммиака становятся промышленные предприятия. И даже если рынок оживится, собственного железнодорожного транспорта (аммиачных цистерн) у ОПЗ никогда не было, Цистерны есть у черкасского “Азота” (вряд ли Черкассы дадут конкуренту пользоваться собственным парком цистерн) и у “ДнипроАзота” (100-105 штук). Для полноценной перевозки аммиака необходимо составить “маршрут” – 55-60 вагонов в один поезд. Такого количества отремонтированных вагонов, прошедших ТО в Украине нет. В сентябре задача для продавцов аммиака с ОПЗ стоит непростая. (infoindustria.com.ua)