Рост производства и экспорта российских удобрений в 2030 году может столкнуться с недостатком портовых мощностей на Балтике. Ранее именно через порты Балтийского бассейна проходили крупнейшие логистические маршруты в Европу, которая до введения в 2022 году санкций была одним из ключевых направлений экспорта российских удобрений.
Сейчас на Балтику приходится основной объем перевалки удобрений (84% в 2024 году). Еще около 7 млн. тонн отгружается через Азово-Черноморский и 4 млн. тонн через Арктический бассейны. При увеличении производства и экспорта, которые прогнозируют в секторе удобрений, к 2030 году в балтийских портах может возникнуть дефицит мощностей от 6 млн. до 22 млн. тонн.
Среди наиболее перспективных проектов по расширению мощностей по перевалке удобрений в Балтийском бассейне выделяют: строительство терминала Port Favor – в прошлом году там начали перевалку аммиака, а в начале III квартала 2026 года должны начать работу по погрузке сухих грузов; расширение мощностей универсального терминала “Ультрамар”; пуск новых мощностей Балтийского балкерного терминала.
Производители удобрений продолжают искать новые схемы перевалки, в том числе с использованием специализированных контейнеров, интерес к которым проявили многие российские компании. Так, директор по логистике АО “Апатит” (входит в ПАО “Фосагро”) Андрей Шепель отметил, что сейчас почти половина экспорта компании (более 4 млн. тонн) идет по контейнерной технологии: “Стоимость перевозки железнодорожным плечом на 5% ниже, чем привычная минераловозная схема. Кроме того, контейнерная схема позволяет накапливать широкий ассортимент удобрений, каждый контейнер – маленький 30-тысячный склад”.
Перевалка минеральных удобрений в морских торговых портах России по итогам одиннадцати месяцев 2025 года увеличилась к году на 7,6% год до 42,1 млн. тонн. (t.me/s/chemproms)
