Крупные автомобилестроительные компании считают, что электромобили пока слишком “сырые” с точки зрения потребительских свойств, чтобы вытеснить традиционные автомобили; при этом практически все из них продолжат разработки гибридных моделей. Однако в компании “Audi”, продолжая работать с электромобилями и гибридными автомашинами, заявили, что делают ставку на метан. “Audi” самостоятельно построит завод по производству синтетического метана (“Egas”), которым будет заправлять свои автомобили. Производитель провел мировую премьеру легкового автомобиля “Audi A3 Sportback TCNG”, который в 2013 г. появится на конвейере.
Когда в мае 2010 г. председатель правления “Audi AG” Р. Штадлер дал старт проекту “Egas”, мало кто верил в его практическую реализацию. К настоящему времени специалисты фирмы разработали технологический цикл строящегося завода. Основная идея “зеленой” технологии – использование только возобновляемых источников энергии. В связи с тем, что в Германии реализуется масштабная государственная программа по производству электроэнергии на ветроустановках, в рамках проекта “Egas” новый завод “Audi” на севере Германии будет потреблять исключительно электроэнергию от ветротурбин. Энергия пойдет на гидролиз отработанных, сточных и канализационных вод (H2O), в результате которого будет выделен водород H2. Кислород поступит в атмосферу, а водород в специальной установке соединится с углекислым газом (CO2) в водной среде с получением молекулярного кислорода O2 и синтетического метана CH4 («Egas»), который будет использоваться в качестве автомобильного топлива. Углекислый газ завод “Audi” будет получать от соседней биоэнергетической установки, для которой он является побочным продуктом, выбрасываемым в атмосферу.
Как отмечают в “Audi”, все эксперименты уже завершены и технология работает. Компания строит первый завод годовой мощностью до 1 тыс. т метана, что позволит 1,5 тыс. автомобилям “Audi A3 TCNG” ежегодно проезжать по 15 тыс. км. Предприятие будет пущено в эксплуатацию в III квартале 2013 г. Кроме того, 150 т “Egas” будет доступно для передачи в коммунальную газораспределительную сеть. Единственной проблемой является стоимость синтетического метана, которая в настоящее время намного превышает цену природного газа, но будет снижаться с ростом объемов производства “Egas”. По оценкам экспертов “Audi”, к 2040 г. “Egas” будет обходиться во столько же, сколько и природный газ.
В “Audi” разработали компактные баллоны из углепластика массой 30 кг, комплекта которых хватает на 420 км пробега. Платформа новой модели “Audi A3 Sportback” была настолько удобна, что компактно разместить 2 баллона под полом багажника не составило труда. В итоге “Audi A3 Sportback TCNG” отличается от бензиновой версии только отсутствием запасного колеса, второй заправочной горловиной и переработанной топливной системой. В 2013 г. начнется его серийное производство. Автомобиль “Audi A3 TCNG” создан для использования синтетического газа “Еgas”, но его 4-цилиндровый двигатель “TFSI” и каталитический нейтрализатор выпускной системы спроектированы с расчетом на использование природного газа. Высокое октановое число (примерно 130), свойственное природному метану и “Еgas”, способствует высокому коэффициенту сжатия в двигателе с наддувом, что является залогом высокой эффективности. При этом “Audi” намерена обеспечить автомобили “Audi A3 TCNG” своим “Еgas” и не зависеть от услуг газовых компаний. Компания “Audi” разработала также технологии синтетического производства дизельного топлива и этанола и строит соответствующий завод на юге США. “Volkswagen Group”, куда входит компания “Audi”, инвестирует до 2016 г. EUR600 млн. в НИОКР в сфере солнечной и ветроэнергетики.
Британская компания “Air Fuel Synthesis” (“AFS”) разработала технологию производства автомобильного бензина путем синтеза углекислого газа с водяным паром. Представители фирмы утверждают, что с августа 2012 г. им удалось получить 5 л бензина на миниатюрном перерабатывающем комплексе. В “Air Fuel Synthesis” считают, что их разработка способна стать решением для нарастающего энергетического кризиса во всем мире. В настоящее время производство 1 т бензина по новой технологии обходится примерно в 400 ф. ст. ($644.). Компания планирует к 2014 г. при условии дополнительного финансирования производить бензин с использованием возобновляемых источников энергии на коммерческой основе. Разница между разработанным синтетическим топливом и тем, что обычно называют биотопливом, заключается в том, что в качестве исходного сырья используется воздух или отдельный источник углерода (например, пивоварня или ликероводочный завод), а не растительная биомасса. Данный процесс не требует использования продовольственных или сельскохозяйственных культур, поэтому производственная установка может быть расположена в любом месте с доступом к возобновляемым источникам энергии. В настоящее время сотрудники фирмы пользуются электричеством от сети, но позже фирма предполагает достичь полного самообеспечения за счет собственных возобновляемых источников энергии. В “Air Fuel Synthesis” рассчитывают через 2 года построить полноценный перерабатывающий комплекс мощностью 1 т бензина в сутки, а еще через 15 лет представители фирмы планируют производить синтетическое топливо в промышленных масштабах. Также у фирмы имеются планы наладить выпуск “зеленого” авиационного топлива. (БИКИ/Химия Украины, СНГ, мира)