Топ-менеджмент сети WOG 19 января провел пресс-конференцию, на которой подвел итоги 2016 г. и поделился планами на год стартовавший. Краткий смысл выступления сводится к тому, что 2016 г. был хорошим, а предстоящий будет еще лучше. В частности, оглашены более чем амбициозные планы развития, которые контрастируют с заявлениями основных конкурентов о том, что в нынешней экономической ситуации предпочтительной является стратегия повышения эффективности существующих сетей, а не их расширение.
Учитывая такие контрасты, а также известные факты деятельности крупнейшей премиальной сети в 2016 г., OilNews решил провести фактчекинг заявлений менеджмента WOG и составить представление о реалистичности планов этого оператора.
По заявлению генерального директора сети Сергея Корецкого, в 2016 г. оператор поставил в Украину 1,8 млн. т светлых нефтепродуктов и нарастил свою долю рынка с 22% до 26%.
По данным “Консалтинговой группы А-95”, прямые импортные поставки на юрлица WOG составили 1,380 млн. т, что отвечает показателю 2014 г. и 2015 г. Возможно, что-то компания перекупала на внутреннем рынке, но это не имеет отношения к расчету доли на рынке. При объеме рынка 8,1 млн. т доля WOG составила 17%.
Можно предположить, что оглашенная Корецким цифра поставок является общим товарооборотом группы. Но и в таком случае доля компании составит 22%, а не 26%. Детальный же анализ говорит о маловероятности таких продаж у WOG в минувшем году. Согласно данным Госкомстата, за январь-ноябрь сеть нарастила наличные продажи на 2,9%, или на 10 тыс. т. Возможно, более масштабными были безналичные продажи, учитывая перманентный демпинг WOG в этом сегменте. Но вряд ли этот канал способен коренным образом перекрыть искомый объем в более чем 400 тыс. т.
Остаются оптовые продажи, где лучане действительно сильны. Оценочно розничные продажи WOG составили 850 тыс. т. Таким образом, если верить менеджменту компании, оптом были реализованы 950 тыс. т (1,8 млн. т – 0,85 млн. т). Это 80 тыс. т в месяц. Да, были поставки для Минобороны с “Трейд Коммодити” (70 тыс. т), всеми силами держался WOG за “Укрзализныцю” (173 тыс. т за 11 месяцев 2016 г.), стабильно торговал с нефтебаз (допустим, 20 тыс. т в месяц), но суммарно по году выходит 500 тыс. т, но никак не 950 тыс. т. Самое главное: такие объемы продаж и поставок были бы видны как по таможне, так и по внутренним перевозкам, однако их нет.
Если же оперировать цифрами, которые имеют реальное подтверждение, то WOG действительно нарастил поставки с 1,273 млн. т в 2015 г. до 1,380 млн. т в 2016 г. Это 8,4%, что в целом отвечает динамике баланса рынка, который вырос в 2016 г. на 9% (бензин и ДТ). Правда, доля рынка осталась прежней – 17%, что в условиях кризиса весьма неплохой результат. Хотя и не настолько хороший, как в презентации WOG 19 января.
Закрывая тему продаж, вспомним провал программы вывода на рынок литовского альтернативного топлива. Закупив 11 тыс. т спиртового бензина осенью 2015 г., компания еле распродалась к концу 2016 г. и устами своего лидера заявила о завершении эксперимента.
За вычетом Крыма и оккупированной части Донбасса в Украине функционирует порядка 480 АЗС “под брэндом” WOG. Эту цифру назвал Сергей Корецкий. По его словам, к 2020 г. есть план увеличить ее до 550 АЗС (такая цифра приводится в пост-релизе, на презентации Корецкий назвал 600 АЗС). Таким образом, компании предстоит построить 70 станций за 3 года. Насколько это реально? Для понимания, в среднем новая станция WOG должна появляться каждые две недели. В промежутках между этим должны также появляться реконструированные объекты, планы здесь тоже грандиозные.
Последний раз WOG анонсировал подобные масштабы строительства в конце 2013 г. Тогда обещали строительство и реконструкцию 100 комплексов за 2014 г. То есть каждые 3-4 дня должна была открываться новая станция. Даже по тем “жирным” временам такие темпы были сомнительными, но зафиксировать результат не удалось из-за аннексии Крыма, войны на Донбассе, обвала гривны, потери 30% розничной реализации и прочих событий. По факту за три последние года сеть открыла и реконструировала не более 40 АЗС. Из них новые объекты – около 12 станций.
Розничный директор WOG Денис Кудин убежденно защищал эти планы: “У нас все для этого есть: земля, места, опыт”. А как насчет денег? Объекты формата WOG стоят от $1 млн. до $3 млн., поэтому вся программа может потянуть на $100-150 млн. Есть ли они у компании?
Еще один громкий анонс: до 2020 г. WOG хотел бы довести количество пунктов заправки автогазом с 241 до 400. Расширение газовой сети анонсируется давно. Осенью 2015 г. гендиректор WOG сообщил о 650 АГЗП к 2020 г. А по итогам 2016 г. число модулей в сети должно было вырасти с 250 до 270. По состоянию на январь 2017 г. можно констатировать, что количество газовых “точек” у WOG не только не выросло, оно неведомым образом уменьшилось до 241. В 2015 г. Корецкий также анонсировал появление 5 ГНС до 2020 г. Уже тогда все ломали голову, о чем речь, ведь реальным было строительство всего одной ГНС в Днепре. По состоянию на январь 2017 г. у WOG нет своих ГНС. И не будет.
19 января Корецкий заявил, что до конца месяца днепровская ГНС, которую строят уже несколько лет, начнет работу. Причинам задержки он присвоил исключительно технический характер (другие источники подтверждают эту информацию). Но насколько этот объект принадлежит WOG? Представители компании избегают вопросов о доле участия в проекте, но признают, что там есть и другие участники. “Мы одни из партнеров. Обсуждать других участников проекта я считаю не этичным”, – сказал Корецкий. Удалось выяснить, что доля WOG составляет 25%, в управлении базой компания принимать участия не будет, как не будет иметь и привилегий при ее эксплуатации.
По словам участников рынка, отказаться от самостоятельного развития проекта WOG вынудили финансовые трудности. Те же причины заставили привлечь партнеров и к развитию сети газовых модулей. Как выяснилось, из 241 объекта в порядка 80-ти есть партнер в лице компании “ЛюксАвтоГаз” Алексея Костяка, достоверно известно и о других партнерах в этой программе, которые активно трудились в этом направлении в последние годы.
Потребителю не столь важно, кто финансирует строительство новых объектов на АЗК WOG. В условиях нехватки средств вариант был найден весьма неплохой. Что касается обещаний, то в 2017 г. оператор обещает первым на рынке пустить мобильную лабораторию по проверке качества СУГ. Как показывает опрос поставщиков оборудования для лабораторий, это пока скорее идея, чем план, так как заказов на комплектацию подобного передвижного комплекса обнаружить не удалось. Кроме того, как рассказал Денис Кудин, были заказаны 10 новых газовозов чешского производства. Впрочем, осенью 2015 г. оператор заявлял о приближающейся поставке 40 газовозов, намечавшейся на начало 2016 г.
Не мог не оседлать WOG и благодатную тему электромобилей. Она пользуется особым пиететом, большим, чем самые масштабные социальные проекты. Руководство WOG сообщило, что откроет в 2017 г. 300 электрозарядок. Причем 30 из них будут сверхскоростными. 300 зарядок позволят оборудовать две трети АЗС сети этим экзотическим еще сервисом. При этом в Украине по итогам 2016 г. насчитывалось всего 2600 электрокаров, большинство из которых сосредоточилось в столице. Целесообразность такого решения функционеры WOG не назвали, признав, что проект преследует прежде всего маркетинговые цели. 30 т. н. суперчарджеров оператор намерен сделать платными. “Пока решения нет. Мы ведем расчеты, дабы переложить минимальную нагрузку в размере себестоимости этой электроэнергии для скоростных заправок на клиента”, – сообщил Корецкий.
Предыдущий зеленый проект WOG был связан с оборудованием АЗС солнечными фотоэлементами. Его анонсировали в 2012 г. Однако ритейлер остановился всего на 10 объектах.
О реалистичности планов по зарядкам судить сложно. Обычная зарядка фактически представляет собой электророзетку и не требует особых вложений. Другое дело – скоростные зарядные установки. И дело тут снова не в стоимости самой “розетки”, а в прокладывании силовой магистрали до АЗК и в обнаружении свободных мощностей в перегруженной электросистеме страны. Эти затраты измеряются сотнями тысяч долларов, которые в обозримой перспективе не имеют шансов вернуться инвестору. С учетом финансовых сложностей перспективность таких проектов выглядит призрачной. Но время, как говорится, покажет.
Общение с менеджментом крупнейшей премиальной сети страны оставило смешанные чувства. С одной стороны, есть успехи в сервисе, пиаре, вывеска и фасад выглядят хорошо. А что за кулисами? Если отбросить многочисленные обещания и планы, в чем WOG может дать фору любому, то минувший год не был прорывным ни по продажам, ни по развитию. Объемы остались прежними, расширение сети остановилось. И это нормально, в среднем такая же картина наблюдается и у других ведущих сетей. А откуда черпать средства, если на дворе кризис?
И уже совершенно нет оснований для высказанного оптимизма на 2017 г. Финансовые проблемы сети видны все отчетливее. Достоянием общественности стал скандал вокруг непогашенного кредита банка “Форум” в размере $62 млн. Есть информация о сбоях обслуживания кредитов в других банках, в частности в “Ощаде”. Периодически возникает на поверхности старая история с банком “Надра” и его акционерами. Привлечение новых средств на развитие выглядит крайне туманным. Не исключено, что банкирам были адресованы излишне оптимистичные месседжи топ-менеджеров розничной сети.
Тем временем показатели операционной деятельности компании, скорее всего, продолжат сужаться. WOG потерял влияние на госкомпании, позиции в сфере гостендеров сильно пошатнулись в связи с повышением прозрачности закупок. Даже если удастся сохранить объемы, о былых заработках нужно забывать.
Несколько более радужный прогноз на розницу. Сокращение теневого сегмента должно толкнуть потребителя в объятия цивилизованных игроков и дать новые объемы. Но конкуренция крайне жесткая, рассчитывать на большие прибавки не следует. На самом деле еще большой вопрос, когда сеть чувствовала себя более комфортно – ранее или сейчас, когда рынок становится прозрачнее.
Для изменения ситуации WOG’у нужна новая тема, которая сможет дать прибыль в условиях ужесточающегося рынка. Ее ищут акционеры компании, о которых в прессе пишут исключительно в контексте их условий пребывания в парламентской коалиции. Но все попытки возврата в госкомпании и тендера пока не имеют успеха. По имеющейся информации, в последний момент кто-то дал больше за Херсонскую нефтеперевалку (контролируется Минэнерго), не увенчались успехом и движения вокруг Одесского НПЗ.
Не сидит сложа руки и менеджмент. Есть сообщения о том, что сеть готова к любым проектам, не исключая из числа потенциальных партнеров даже таких заклятых друзей, как группа “Приват”. (oilnews.com.ua/Химия Украины и мира)