Вспышка кукурузной листовой совки (Spodoptera frugiperda) в Восточной Африке в конце 2016 г., особенно в Уганде, “помогла” наглядно проиллюстрировать проблему с контрафактной агрохимией.
Угандийские фермеры пожаловались, что в начале апреля 2017 г. пестициды для борьбы с личинками кукурузной совки, рекомендованные официальными органами, были труднодоступны, зато недобросовестные торговцы в избытке продавали контрафактные химикаты, которые не сильно помогали бороться с вредителями. “Рекомендуемые химические вещества труднодоступны, а поддельных пестицидов продается много”, – сказал Патрик Матову, фермер в районе Луверо.
Министерство сельского хозяйства животноводства и рыболовства Уганды рекомендовало использовать против кукурузной совки комбинацию пестицидов лямбда-цигалотрина (106 г/л) и тиаметоксама (141 г/л), называемую Striker 247SCSC или Engeo K 247 SC, а также 40% профенофос плюс 4% циперметрин (Rocket 44EC) – 20-50 мл на15-20 л воды. Министр сельского хозяйства Винсент Ссемпиджа назвал использование комбинации двух пестицидов чрезвычайной мерой и отметил, что сейчас ведутся исследования по разработке долгосрочных, эффективных и надежных мер борьбы с вредителями. Уганда оценивает потерю урожая кукурузы от 15% до 75%, что составляет не менее 450 т кукурузы стоимостью $192 млн.
Директор по сельскохозяйственным ресурсам в министерстве сельского хозяйства Уганды доктор Ополот Окасаи говорит, что расследование жалоб на поддельные пестициды для борьбы с кукурузной совкой проводится очень тщательно, так как правительство намерено защищать добросовестных производителей средств защиты растений. В районах выращивания кукурузы, где два пестицида использовались в соответствии с руководством министерством сельского хозяйства, “урожай кукурузы восстанавливается”, сказал Окасаи.
В марте 2017 г. Уганда выделила $2,3 млн. из национальной казны на поддержку борьбы с вредителями. Часть средств пошла на закупку двух комбинаций “аварийных” пестицидов, покупку феромонных ловушек для наблюдения за вредителями, покупку автоматизированного оборудования для опрыскивания и повышение информационной грамотности фермеров.
Продажа поддельных пестицидов усложняют борьбу с кукурузной листовой совкой, которая может развить сопротивление и нанести огромный ущерб стране, которая производит ежегодно около 4 млн. т кукурузы. Теперь Уганда вошла в список “горячих точек” контрафактных пестицидов наряду с Египтом, Западной Африкой и Танзанией. Проблема с фальсификатом “откусывает” солидный кусок от африканского рынка пестицидов, которые оценивается от 1,5 до $2 млрд.
По слухам, в Уганде многие дилеры брэндированных агрохимических продуктов вышли из бизнеса именно по причине увеличения объемов подделок на рынке. В Уганде насчитывается, по оценкам, 2600 дилеров агрохимии, из которых только 50% зарегистрированы официально в ассоциациях и соответствующих надзорных агентствах.
Кроме того, Уганда, имеющая рыночную стоимость рынка защиты растений около $30 млн., сталкивается с отсрочкой принятия переработанного закона об обороте фальсификата. Государственный министр Уганды по торговле Майкл Верихе говорит, что новая версия законопроекта о контрафактной продукции фокусируется как на импортных, так и на местных продуктах. “В законопроекте говорится не только о продуктах из внешних источников, но также о том, что продукты, произведенные в Уганде, должны быть подлинными, а имитация должна быть изгнана с рынка”, – сказал он.
По словам Эверест Каондо, председателя Ассоциации торговцев Кампалы, закон должен преследовать не только контрафактные, но и продукты ненадлежащего качества. В апреле 2017 г. уже обсуждалось, что действующий в Уганде закон о борьбе с подделками нуждается в усилении: надо повысить уголовную ответственность за фальсификат и преследовать нарушителей более активно. (Инфоиндустрия/Химия Украины и мира)