Все попытки правительства обуздать топливный рынок и остановить рост цен на ГСМ проваливаются, так как большинство участников рынка не собирается сдерживать цены.
Бензиновые страсти из-за принятого летом налогового маневра продолжают сотрясать российский топливный рынок. Казалось бы, подписанный 12 ноября договор с десятью , нефтяными компаниями о стабилизации цен на моторное топливо должен был всех успокоить. Оптовые цены действительно снизились. Но договор был подписан далеко не со всеми участниками рынка. Выяснилось, что независимые поставщики ГСМ не собираются отказываться от своей прибыли. Более того, они воспользовались моментом, когда правительство направило все свои усилия на работу с ВИНКами, и подняли цены.
После договора с крупными нефтяными компаниями правительство приняло решение зафиксировать маржу между мелкооптовыми и розничными ценами на уровне не более 4%, чтобы более высокий рост стоимости сразу же стал поводом для внимания антимонопольщиков и последующих проверок. Это вызвало очередную бурную реакцию со стороны представителей независимых компаний. В открытом письме президенту РФ Владимиру Путину глава Независимого топливного союза Павел Баженов пригрозил возможностью всероссийской забастовки АЗС. “Ни один бизнес не сможет выжить при маржинальном покрытии в 4%. Этого хватит только на то, чтобы доставить топливо до АЗС и оплатить банкам эквайринг”, – говорится в заявлении.
Не стоит забывать, что в ряде регионов России независимые АЗС составляют порядка 60% рынка и, несмотря на все сложности, продажа топлива всегда считалась высокодоходным бизнесом. Сложно предположить, что столь “хлебное место” занимают сплошные альтруисты. Другое дело, что сейчас их выручка именно от продажи бензина (на заправках продаются и другие товары) снизится. Собственно, от снижения прибыли от производства и реализации топлива страдают и вертикально интегрированные компании. После налогового маневра в отрасли весь внутренний рынок бензина стал ничем иным, как социальной нагрузкой.
Независимые игроки рынка подобную нагрузку нести не собираются, как и сокращать свои доходы. Однако проверки их пугают и еще по одной прозаичной причине. Не секрет, что качество топлива, которое продается на значительном числе независимых заправок, гораздо ниже, чем на АЗС ВИНКов. То есть контролирующим структурам всегда найдется, к чему придраться.
Фактически все попытки правительства обуздать топливный рынок и остановить рост цен на ГСМ проваливаются, так как большинство участников рынка не собирантся сдерживать цены. И все старания нефтяных компаний по снижению оптовой стоимости топлива и обеспечению внутреннего рынка бензином россияне не оценят, так как звено перекупщиков просто повысит розничные цены под предлогом якобы имевших место прежних убытков.
Очень четко охарактеризовал ситуацию на рынке глава “Роснефти” Игорь Сечин. По его мнению, высокие цены на бензин связаны в первую очередь с созданием монопольных структур в регионах России независимыми сетями АЗС, которые заняли приблизительно 30% всего рынка и активно поддерживаются Федеральной антимонопольной службой. “Если мы даем цену ниже, то сразу попадаем на антимонопольное разбирательство, значит, вынуждены даже поднимать цену”, – говорил глава “Роснефти”. Он привел в пример один регион, в котором из 300 АЗС шесть – независимые. Сечин отметил, что там цены диктуют две монопольные структуры и еще десятки посредников с тем же собственником, что и в сетях. “То есть это цепочка посреднических структур, которые формируют цену и транслируют ее уже на сети”, – пояснил он. Отвечая на вопрос, чем это можно объяснить, Сечин ответил: “Это одно слово – коррупция”. “Роснефть” приостановила продажи топлива через на Санкт-Петербургскую международную товарно-сырьевую биржу, где 30% всего выставляемого на торги бензина скупает посредническая структура, которая затем перепродает его другим перекупщикам.
Отраслевые эксперты крайне пессимистично расценивают ситуацию на внутреннем рынке бензина и дизтоплива в России. По их мнению, последний договор, навязанный правительством нефтяникам, не улучшит ситуацию. ВИНКи будут нести убытки, от этого сократятся и поступления в федеральный бюджет. Население начнет страдать от ухудшения качества топлива, а в перспективе и роста цен на него, не исключено и появление черного рынка ГСМ. Однако перекупщикам удастся сорвать свой куш, поскольку организовать регулярные проверки огромного количества независимых АЗС в регионах государству будет очень сложно.
Нельзя вносить элементы социализма в рыночную экономику. Генеральный директор компании “ИнфоТЭК-Терминал” Рустам Танкаев заметил, что ситуация, сложившаяся на российском рынке топлива после подписания договора правительства и нефтяных компаний, неуправляема и не может быть таковой. “Нельзя вносить элементы социализма в рыночную экономику. От нее ничего не останется, а будет странная для всех система отношений, которая приведет к быстрому разрушению рынка бензина и дизельного топлива в России. Будет дефицит, черный рынок – все те “удовольствия”, которые были при социализме”, – завил эксперт.
Он напомнил, что сейчас в России развивается четвертый бензиновый кризис: со времени распада СССР и в четвертый раз правительство наступает на одни и те же грабли. “Вначале вице-премьер Дмитрий Козак попытался ограничить цены на бензоколонках. Однако выяснилось, что это сделать невозможно. Затем было принято решение управлять тем сегментом рынка, который относится к нефтепереработке, – зафиксировать отпускные цены на НПЗ. В результате получилось, что российские нефтеперерабатывающие заводы все стали убыточными. “Роснефть”, “Газпром нефть” и другие с большой долей госучастия получили существенные убытки. Государство потеряло значительную сумму дивидендов, которые должны были поступить в бюджет. Согласно отчету за 9 месяцев “Роснефти”, потери бюджета составили 92 млрд. руб. По предварительным данным, к концу года эта цифра вырастет до 120 млрд.”, – указал Танкаев.
По его мнению, дальше будет только хуже, поскольку произошел системный сбой в российской нефтепереработке, остановлена незавершенная программа реконструкции заводов. “На заправках идут добавки к марочному бензину АИ-80, причем владельцы независимых АЗС в открытую требуют увеличения объема производства именно АИ-80 (бывшего 76-го бензина). Их не смущает, что это топливо не применяется в современных двигателях. Понятно, что этот бензин является одним из компонентов “бодяжного” топлива. По моей оценке, доля “бодяжного” топлива на рынке летом составляла 20%, или 7 млн. т/год. Сейчас она зашкаливает. Даже в Москве очень трудно найти заправки, на которых был бы качественный бензин. Почти везде царит “бодяга”. Это очень печальный, но закономерный результат – рынок лишили ликвидности”, – рассказал эксперт.
Танкаев считает, что результатами договора нефтекомпаний с правительством пользуется отнюдь не государство, которое несет убытки, и не население, получившее большие проблемы с качеством бензина, а в перспективе и с ценами. Им пользуются независимые продавцы топлива. “То, что они сейчас творят на рынке, уму непостижимо. Например, самая крупная посредническая компания “Солид” выкупает 30% топлив на Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже и потом запускает цепочку перепродаж, которая в конечном итоге ведет к значительному повышению цен на заправках. Есть регионы, где ВИНКи почти не представлены, особенно на Дальнем Востоке; эти регионы находятся в состоянии бензинового стресса. Стоит отметить, что топливный рынок на уровне розницы совсем не простой, пробиться на него сложно. В составе акционеров независимых сетей АЗС, как правило, криминал и структуры, относящиеся к местным властям. Такое объединение очень действенно. Сейчас, конечно, губернаторский корпус сильно почищен, но это не значит, что почистили чиновников среднего звена. А коррупция цветет именно на среднем уровне. Я уверен, что в какой-то момент с этим разберутся, полетит много голов, но до тех пор топливный рынок будет разрушен”, – резюмировал эксперт.
Идет скрытое сопротивление решениям правительства. Главный директор по энергетическому направлению Института энергетики и финансов Алексей Громов отметил, что фигурантами договора с правительством являются именно ВИНКи, которые подписали соответствующее соглашение с правительством и выполняют его. “Операторы независимых АЗС договор не подписывали и не являются его фигурантами. Поэтому влиять на их ценовую политику государство формально не может. Единственное, на что в этой ситуации способно правительство, – повысить контроль за ценами на независимых АЗС. Антимонопольные службы, зная, что нефтепродукты отпускаются по фиксированной стоимости с оптовых баз ВИНКов, могут штрафовать предприятия, замеченные в необоснованном увеличении цен. Других механизмов воздействия я не вижу”, – рассказал эксперт.
По его мнению, независимые АЗС в определенной степени являются возмутителями спокойствия на топливном рынке. “Они давно и неоднократно сообщали, что заморозки цен на оптовых база ВИНКов недостаточно для обеспечения им приемлемого уровня рентабельности. Поэтому, думаю, идет скрытое сопротивление решениям правительства, связанное с тем, что оно не в полной мере удовлетворило независимых игроков. Для решения ситуации надо либо проводить отдельные встречи с представителями ассоциаций таких АЗС, но это очень сложно, потому что их гораздо больше, чем ВИНКов, и договориться с ними о едином векторе ценовой политики практически невозможно, либо проводить карательные меры, связанные с выявлением недобросовестных продавцов”, – считает Громов.
Ситуацией недовольны все. Директор Института региональных проблем Дмитрий Журавлев также считает, что ситуация, когда правительство предписало ВИНКам выдавать бензин независимым АЗС по тем же ценам, по которым топливо получают фирменные заправочные станции, ничего общего с рынком не имеет. “Сама идея сделать одинаковые отпускные цены для всех абсолютно антирыночная. Правительство явно забыло объяснить, почему фиксированные оптовые цены должны привести к фиксированной стоимости топлива на АЗС. В результате получившийся механизм ценообразования не защищает конечного потребителя бензина от роста цен, в итоге оказывается, что ситуацией недовольны все”, – заявил эксперт.
Если следовать логике действий правительства, нужна госмонополия на топливный рынок. “Госмонополия не выход, но предположить, что в таких нерыночных условиях наши нефтяные компании начнут с радостью заливать внутренний рынок бензином, невозможно”, – считает Журавлев. Он напомнил, что в рыночной экономике существует норма прибыли, которую бизнес постарается сохранить: “Второй курс экономфака наше правительство прогуляло”. (oilcapital.ru/Химия Украины и мира)