Дотации на удобрения, отмена части налогов и квоты на импорт продукции. Чего хотят производители удобрений Дмитрия Фирташа и Игоря Коломойского – преференций для вывода отрасли из кризиса или ликвидации конкуренции?
Союз химиков Украины 24 января собрал представителей химических предприятий и презентовал “Стратегию развития химической промышленности до 2030 года”. В обсуждении принимали участие украинские производители удобрений Ostchem (крупнейший), государственного “Одесского припортового завода” (ОПЗ), “ДнипроАзота”, а также представители Союза химиков, Государственной фискальной службы (ГФС) и Министерства аграрной политики.
“ДнипроАзот” входит в группу “Приват” олигархов Игоря Коломойского и Геннадия Боголюбова. В холдинг Ostchem входят предприятия “РивнеАзот”, черкасский “Азот”, северодонецкий “Азот” и концерн “Стирол”. 86% в Ostchem принадлежит олигарху Дмитрию Фирташу. Еще 14% – народному депутату от Оппозиционного блока Юлии Левочкиной, родной сестре Сергея Левочкина – партнера Фирташа по телеканалу “Интер” и экс-главе администрации президента Виктора Януковича.
Как убирались конкуренты. По данным ГФС, в 2018 г. Украина импортировала 1,3 млн. т азотных удобрений на $288 млн. Экспорт составил 341 тыс. т на $64,4 млн. Основным покупателем украинских азотных удобрений стала Турция с долей 38,9%. В Китай ушли 15,9%. В 2017 г. основным поставщиком азотных удобрений в Украину была Россия, которая могла поставлять на украинский рынок дешевые удобрения из-за низкой цены природного газа, используемого при производстве удобрений.
Еще в 2016 г. Ostchem Фирташа начал лоббировать введение пошлин на российские удобрения. Главный аргумент – российские компании вытесняют украинских производителей удобрений на их же рынке. Они предлагают более дешевую цену на товар. Так происходит потому, что цена на сырье (природный газ) в России в три раза ниже, чем в Украине. В конце марта 2018 г. правительство Украины повысило пошлины на российские удобрения. Но к тому моменту их уже было завезено на украинский рынок в достаточном количестве, чтобы продолжать конкурировать в цене с украинскими.
Жалуясь на дорогой украинский газ и дешевые российские удобрения, заводы Фирташа продолжали покупать дешевый аммиак из России. Более того, в сентябре 2018 г. государственное предприятие ПАО “Аграрный фонд” закупило у предприятий Ostchem минеральных удобрений на 3 млрд. грн. По словам участников рынка, после этого монополист начал диктовать завышенные цены.
Так, даже имея дешевый аммиак, заградительные пошлины и государственную поддержку через “Аграрный фонд”, Ostchem все равно не мог обеспечить аграриев удобрениями по приемлемой цене.
В декабре украинские таможенники и СБУ начали блокировать импорт удобрений. Пограничниками было остановлено более 100 вагонов и как минимум три судна в портах. Блокирование импорта аргументировали активизацией борьбы с контрабандой. Мол, под видом белорусских, казахстанских и других удобрений продаются российские. Блокирование импорта могло быть выгодно “Аграрному фонду”, которому нужно было распродать закупленные у Фирташа удобрения. Эти удобрения продавались на украинском рынке по высокой цене – селитра Ostchem стоила 11 тыс. грн./т. Российскую можно было купить по 10 тыс. грн./т, а удобрения из Турции – по 9 тыс./т. Селитра стран Балтийского региона стоила от 6 тыс. грн./т.
Такая конкуренция была не выгодна ни монополисту Фирташа, ни “Аграрному фонду”, но импорт удобрений все же разблокировали.
(Не)эффективные пошлины. Пошлины должны были помочь украинским производителям, но в Союзе химиков утверждают, что пошлины малоэффективны в принципе. Во-первых, потому, что производители из РФ нашли схемы, как обходить украинское таможенное законодательство и массово завозить ту же самую аммиачную селитру, но уже без уплаты демпинговых пошлин. Во-вторых, российские производители начали активно завозить удобрения в Украину через другие страны – Беларусь, Казахстан, Узбекистан, Турцию.
Ранее заместитель главы “Всеукраинской аграрной рады” (ВАР) Михаил Соколов объяснял, что через эти страны контрабандные удобрения поставляться не могут, поскольку это не выгодно экономически. А представитель посольства Казахстана уверял, что вся их продукция сертифицирована и ее происхождение легко проверить.
Но президент Союза химиков Украины Алексей Голубов считает, что ввоз через эти страны российских удобрений все же возможен, а пошлины на российскую продукцию привели лишь к формальному перераспределению импорта.
Глава правления черкасского ПАО “Азот” (входит в Ostchem Фирташа) Виталий Скляров отметил, что положительные моменты от пошлин на российские удобрения все же были. “Скажу по своему предприятию. Мы начали выплачивать долги по заработной плате. Это порядка 90 млн. грн. Прекратился отток рабочей силы, начали заполняться вакансии. У меня были 300 вакансий по технологам. На данный момент порядка 100 вакансий уже заполнены”, – говорит Скляров. По его словам, такой эффект был достигнут из-за того, что перестали ввозиться российские удобрения и цены на отечественные удобрения стали для украинских аграриев более высокими. У местных производителей появилась маржа, а акционер согласовал повышение зарплат. Из-за этого на завод начали возвращаться люди.
Какие варианты развития отрасли предлагают химпредприятия. Со слов представителей Союза химиков и химических предприятий – пошлин недостаточно. Доля импорта на внутреннем рынке по некоторым видам удобрений составила более 80%. А это значит, что для украинских удобрений места практически нет, уверяют химики. Исходя из этого украинские химпредприятия инициировали в Министерстве экономического развития и торговли (МЭРТ) проведение нового расследования по импорту удобрений. Обращение направлено от имени крупнейших производителей минеральных удобрений – “ДнипроАзот”, ОПЗ, черкасский “Азот”, северодонецкий “Азот”, “РивнеАзот” и концерн “Стирол”.
Защитное расследование инициировано в отношении импорта основных видов азотных удобрений – карбамида, аммиачной селитры (нитрат аммония), карбамидо-аммиачной смеси (КАС), известково-аммиачной селитры (ИАС) – независимо от страны происхождения товара и страны-экспортера.
Союз химиков и химпредприятия настаивают на вводе квот на импорт удобрений, которые “должны применяться в комплексе с другими мероприятиями”. “Сегодня Украина продолжает использовать самый дорогой газ в Европе. Если сравнить стоимость газа “Нафтогаза” со стоимостью импортированного из Европы газа, по некоторым месяцам цена НАКа выше более чем на $100. При такой цене на газ выдержать конкуренцию практически невозможно. Это при том, что у Украины есть газ собственной добычи, с помощью которого можно удешевлять стоимость импортного газа и таким образом помогать промышленности подняться на ноги”, – говорит Голубов.
Голубов манипулирует. Сегодня рынок газа для промышленности полностью либерализован. В первом полугодии 2018 г. газ в Украину импортировали около 30 компаний. В том числе трейдеры Фирташа. При этом НАК “Нафтогаз Украины”, где сосредоточено более 70% добычи газа, является оптовым продавцом газа для населения и предприятий теплокоммунэнерго.
Главным событием собрания химиков 24 января была публичная презентация “Стратегии развития химической отрасли Украины”. Ее разработал Союз химиков Украины вместе с представителями бизнеса, экспертами и профильными институтами. Ее первая редакция в конце 2018 г. была представлена на рассмотрение правительству.
Помимо пошлин, квот и удешевления газа производители хотят и других преференций. В стратегии предложено подать на рассмотрение Кабмина оптимальную схему предоставления бюджетных дотаций. По ней производители продукции растениеводства должны получать дотации, если будут закупать минеральные удобрения отечественного производства. В 2018 г. заместитель министра аграрной политики по вопросам фермерства Виктор Шеремета уже предлагал перенаправить неиспользованные средства бюджетных дотаций на кредиты для фермеров и поддержку производства украинских минеральных удобрений. Тогда он отмечал, что украинские производители не могут покрыть дефицит на рыке минеральных удобрений и нужно найти минимум 200 млн. грн., чтобы поддержать наших производителей. Но предложение не было реализовано.
Также стратегией предлагается отнести химическую отрасль к приоритетным отраслям экономики. Обеспечить субсидирование (полностью или частично) ставок инвестиционных кредитов для реализации проектов в химической отрасли. Освободить от налогообложения операции по импорту товаров и услуг, которые нужны для создания новых химических производств или реконструкции старых. А также ввести временные налоговые каникулы для предприятий (плательщиков налога на прибыль) на период реализации инвестиционных проектов. Кроме того, в стратегии предлагается освободить от экологического налога предприятия, которые внедряют экологические проекты.
Анализ стратегии говорит о том, что крупнейшие производители пытаются выбить для себя не только выгодные условия работы, но максимально оградить украинский рынок от импортной продукции.
Возможно, квоты и вышеперечисленные преференции и помогут производителям запустить производственные мощности на полную. Но вместе с тем появляются опасения. Если крупнейшие химзаводы лишатся конкурентов из-за рубежа, то смогут, как и ранее, диктовать свои завышенные цены в ущерб аграриям. (Бизнес Цензор/Укррудпром/Химия Украины и мира)