Компания WOG поддерживает ужесточение контроля над оборотом топлива с 1 июля и обнародовала разъяснения по сути реформы в формате “вопрос-ответ” (FAQ). Соответствующая информация размещена на сайте компании.
Ниже приведена часть из них.
Миф 1 – ДФС запрещает фермерам хранить топливо. ДФС не запрещает фермерам хранить топливо, а, согласно закону, проверяет документы и выдает лицензии, в том числе на хранение топлива. И если у субъекта хозяйствования есть все разрешительные документы на осуществление производства, торговли, хранения и реализации топлива, которые он давно должен и так иметь согласно действующему законодательству, то он без труда получит лицензию.
Миф 2 – лицензия приведет к дефициту топлива. Лицензия никак не влияет ни на объемы поставок топлива в Украину, ни на объемы топлива, произведенного в Украине. У легального бизнеса не будет проблем с получением лицензий, так как весь перечень документов, необходимый для получения лицензии, у легальных операторов рынка уже есть. Следовательно, ни о каком дефиците топлива не может быть и речи. Единственный дефицит, который появится в результате действия лицензирования нефтепродуктов, это дефицит возможностей для нелегального рынка.
Миф 3 – лицензия сорвет посевную. Лицензирование не помешает аграрным компаниям во время посевной. Если у аграрной компании имеются в наличие землеотвод, акт ввода в эксплуатацию и разрешение на проведение работ повышенной безопасности, которые у них и так должны быть, если они занимаются хранением топлива для собственных нужд, они без проблем получат лицензию. У бизнеса были 7 месяцев на подготовку к введению лицензирования. Если какое-то предприятие не побеспокоилось заблаговременно получить все необходимые разрешительные документы, оно заплатит штраф либо откажется от хранения топлива на собственных мощностях и будет закупать/хранить его у тех субъектов рынка, которые лицензию получили.
Миф 4 – лицензия – это борьба монополистов с малым бизнесом. Лицензия – это в первую очередь подтверждение того, что объект работает в соответствие с нормами строительства и эксплуатации, его обслуживают компетентные сотрудники, объект не создает угрозы для людей и окружающей инфраструктуры. Топливо – это продукт повышенной взрывопожароопасности. Если субъект хозяйствования “не может похвастаться полным пакетом документов”, значит он не может заниматься таким сложным видом деятельности и создает угрозу для окружающих людей и инфраструктуры..
Миф 5 – лицензия приведет к удорожанию топлива, за уровнемеры и ДМН заплатит конечный потребитель. Лицензия не является отягощающей для бизнеса. Ее стоимость на производство и хранение топлива – 780 грн./год, на розничную торговлю топливом – 2000 грн./год, на оптовую торговлю с нефтебаз – 5000 грн./год, на оптовую торговлю без нефтебаз – 10000 грн./год. Лицензия выдается сроком на пять лет. Поэтому стоимость получения лицензии не отразится на стоимости топлива для потребителя.
Миф 6 – лицензии не смогут получить много агропредприятий, рынок уйдет в тень. Существуют законные объекты и незаконные, они есть не только у аграриев. Что значит уйдет в тень, если предприятие не располагает полным пакетом документов, оно и так в тени сидит. Те субъекты хозяйствования, кто из-за неполного пакета документов не получат лицензию, будут вынуждены обращаться к тем субъектам, у которых с разрешительными документами все в порядке. Тем самым наоборот – выйдет из тени.
Миф 7 – лицензии у нас придумали для шантажа предпринимателей. Лицензии не являются украинским ноу-хау, это адаптированная европейская практика, которая многим не нравится. Но если страна хочет наполнять государственный бюджет, а потребители хотят забыть о фальсификате и взрывах на заправочных станциях – другого пути нет
Миф 8 – надо сначала упростить ввод в эксплуатацию, а потом думать о лицензиях на топливо; почему нельзя администрировать акцизный налог без лицензий? Лицензия – это по большому счету проверка на наличие документов, которые надо иметь давно, ничего нового. Те, кто отстаивает отмену лицензирования, по сути, играют на стороне нелегалов, которые давно нарушают закон, пропуская через себя левые объемы топлива. А акцизный налог администрируется благодаря системе СЕАРТ.
Миф 9 – у нелегалов и дальше не будет проблем, А вот законопослушный бизнес пострадает. Лицензирование, модернизованная СЕАРТ, использование уровнемеров и расходомеров, а также контроль над целевым использованием авиационного топлива – комплекс мер, которые в первую очередь направлены на искоренение теневого сегмента с рынка нефтепродуктов, то есть на нелегалов.
С 1 июля вступают в силу изменения в Налоговый кодекс, предусматривающие обязательную регистрацию акцизных складов в системе электронного администрирования реализации топлива (СЕАРП), усиление контроля над оборотом топлива, а также введение лицензирования деятельности по оптовой, розничной торговле топливом, его хранению и производства. Эти изменение были приняты Верховной Радой в ноябре 2018 г. В начале июля ГФС обнародовала типовые формы заявок на получение лицензий и регистрацию акцизных складов.
По оценкам Нефтегазовой ассоциации Украины, вступление в силу этих изменений позволит сократить объем теневого рынка нефтепродуктов. “Модернизированная СЕАРП направлена на вытеснение теневого рынка. Новая система будет учитывать обороты и остатки легального топлива отдельно на каждом заводе, нефтебазе, заправке и т. д. и будет сверяться с данными уровнемеров и расходомеров, которые в 2019 г. устанавливаются на акцизных складах и будут ежедневно показывать реальный объем оборота и остатков топлива”, – объясняла ранее президент Нефтегазовой ассоциации Украины Неля Привалова. (enkorr.com.ua/Химия Украины и мира)