2011 г. оказался богат на громкие события на российском химическом рынке. По степени концентрации сделок по слиянию и поглощению его можно сравнить разве что с временами формирования крупных химических холдингов. На рынке удобрений появились новые игроки, такие как Аркадий Ротенберг и Сибирский деловой союз (СДС), а в нефтехимии напомнил о себе основатель и экс-глава “Сибура” Яков Голдовский. Не отставали от них и другие игроки, порадовавшие инвесторов и аналитиков как неожиданными, так и долгожданными решениями.
Сделка года. Сделкой года (причем не только на химическом рынке, но и, по мнению многих экспертов, в целом в российской деловой среде) признано слияние “Уралкалия” с “Сильвинитом”. Летом 2010 г. Сулейман Керимов вместе с Александром Несисом и Филаретом Гальчевым купили контрольный пакет “Уралкалия”, а спустя несколько месяцев сменились собственники “Сильвинита”. Вскоре Керимов инициировал слияния компаний, которое началось в конце 2010 г., а завершилось в июне 2011 г. В результате на рынке появился гигант, занимающий первое место в мире по объемам выпуска калийных удобрений и второе по мощностям, контролирующий пятую часть мирового производства.
“Рост спроса на калийные удобрения, а также низкие запасы калия в мире создают благоприятные условия для развития компании. Исходя из масштабов сделки и ее важности для всей отрасли данное событие занимает первое место в нашем рейтинге”, – выражает общее мнение Елена Юшкова из ИФК “Солид”. “В том числе благодаря этой сделке мы наблюдали бурный рост цен на калийные удобрения в мире”, – добавляет Михаил Сафин из “Ренессанс Капитала”. Объединение даст синергетический эффект, в том числе и за счет устранения внутрироссийской конкуренции, следовательно, большей возможности устанавливать необходимые уровни цен на продукцию, согласен Павел Емельянцев из “Инвесткафе”.
Смена собственников. В течение 2011 г. сменились собственники нескольких крупных агрохимических активов на российском рынке. В начале августа стало известно, что подконтрольные Аркадию Ротенбергу структуры приобрели россошанские “Минудобрения”. По неподтвержденным данным, 80%-ный пакет обошелся бизнесмену в $1 млрд. “Компания была последним крупным производителем удобрений в России, который не входил ни в один из холдингов. Поэтому претендентов на этот актив было много. В частности, компанию хотели приобрести “Еврохим”, “Акрон” и АФК “Система”, которая строит собственный химический холдинг”, – напоминает Елена Юшкова. “Появление на рынке азотных удобрений новой фигуры, такой как Аркадий Ротенберг, является знаковым событием. Эта покупка может быть не последней для Ротенберга”, – рассуждает Михаил Сафин. Плюс, обладая тесными взаимоотношениями с “Газпромом” (у которого в “Минудобрениях” тоже есть доля, 17%) , Аркадий Ротенберг может лоббировать интересы всей отрасли в вопросе цен на природный газ, добавляет эксперт.
Кроме того, буквально накануне 2012 г. от своих агрохимических активов избавился “Сибур”, продав “Сибур-Минудобрения”, в составе которого находится кемеровский “Азот”, холдингу СДС, 51,22% пермских “Минудобрений” – “Уралхиму” Дмитрия Мазепина, а блокпакет в череповецком “Азоте” – структурам, “дружественным” холдингу “Фосагро”. Суммы сделок не раскрываются, но в общей сложности, по подсчетам экспертов, на распродаже непрофильного для себя бизнеса “Сибур” заработал более $1,4 млрд., не считая дивидендов, которые холдинг получит от пермской “дочки”. У самого “Сибура” также сменились владельцы. В марте структуры Леонида Михельсона увеличили долю в холдинге почти до 50%, потом довели ее до контрольных 50,02%. А в конце октября кипрская Dellawood Holdings (бенефициарами являются Л. Михельсон с долей 57,5%, Г. Тимченко – 37,5%, менеджмент “Сибура” – 5%) консолидировала 100% холдинга. Впрочем, смена собственника практически не повлияет на работу и реализацию проектов компании, которая и до этого демонстрировала хорошие перспективы развития нефтехимического комплекса, считает Павел Емельянцев. “Смена собственников “Сибура” является значимой сделкой. На мой взгляд, хотя как таковой переход владения от Газпромбанка к акционерам «НОВАТЭКа» не внес существенных изменений в бизнес компании, но может быть ключевым фактором при планируемом IPO холдинга”, – не согласен Михаил Сафин.
Агрохимическое IPO. В круг значимых событий 2011 г. попало также первичное размещение 10,8% акций “Фосагро” в Лондоне и России, в результате которого компании удалось выручить $565 млн. “Размещение, которое казалось не совсем удачным (по его итогам компания оценена в 5,2 млрд., тогда как организаторы установили ценовой диапазон в 4,8-6,1 млрд., а предварительные оценки банков – 7-9 млрд.), под конец года при снижении более 35% выглядит успешным”, – комментирует Александр Победаш из “МЭФ-Аудита”. Компания сумела разместиться фактически на пике рынка буквально за считанные недели до августовского обвала в весьма тяжелом 2011 г., когда многие были вынуждены отказаться от идеи IPO, добавляет Павел Емельянцев. “На мировом рынке акций появилась уникальная возможность чистых инвестиций в сегмент фосфатных удобрений”, – говорит Михаил Сафин, напоминая, что “Фосагро” – вертикально интегрированная компания с уникальной ресурсной базой и вторыми в мире по размеру мощностями по производству DAP/MAP-удобрений.
Урегулирование многолетнего спора. Событие, отмеченное большинством экспертов химрынка, – урегулирование многолетнего спора вокруг “Апатита”. В ноябре “Акрон” объявил, что достиг мирового соглашения с норвежской Yara по поводу судьбы их совместного предприятия “Нордик Рус Холдинга”. В соответствии с ним “Акрон” обменял 51% акций “Нордик Рус Холдинга” (владеет 10,3% акций “Апатита”) на принадлежавшие СП 11,76% акций “Дорогобужа” и 3,72% акций “Акрона”. Новым партнером норвежцев в “Нордик Рус Холдинге” стало “Фосагро”, аффилированная с ним компания Phosint Limited выкупила долю “Акрона”. “После совершения сделки “Акрону” открывается прямая дорога к полной консолидации “Дорогобужа”. “Фосагро” же теперь в состоянии довести свой пакет в “Апатите” до 75%, не дожидаясь аукциона по приватизации 20% государственного пакета, что по сути снижает конкуренцию на аукционе за этот актив практически до нуля”, – объясняет М. Сафин. “Окончательное разрешение споров в любую пользу позволяет сосредоточиться на развитии и увеличении акционерной стоимости компании”, – комментирует А. Победаш. “Урегулирование спора вокруг “Апатита” – несомненный плюс для компании и всей репутации российского бизнеса. В результате урегулирования конфликта довольны остались все”, – резюмирует П. Емельянцев. (РБКdaily/Минпром/Химия Украины, СНГ, мира)