Количество проживающего в Северной Европе населения значительно уступает таковому в государствах Западной Европы. Скандинавские страны по уровню ВВП на душу населения опережают аналогичный показатель по странам Балтии. Экономические возможности этих государств, уровень развития их фармрынков и системы здравоохранения также отличаются. При этом проблемы, с которыми сталкиваются правительства стран Западной Европы (старение населения, увеличение расходов на здравоохранение, ограниченные финансовые ресурсы), актуальны и для государств Северной Европы.
Согласно прогнозам компании “Espicom”, общий объем фармрынков стран Северной Европы к 2016 г. составит более $26 млрд. в ценах конечного потребления. Складывающаяся в 7 исследуемых странах Северной Европы экономическая ситуация оказывает непосредственное влияние на развитие их фармрынков. В связи с различиями относительно развития экономик государств Северной Европы объемы финансирования систем здравоохранения стран Балтии (бывших членов СССР) уступают таковым в государствах Скандинавии.
Глобальный экономический кризис оказал существенное влияние на экономическое состояние всех стран Северной Европы, кроме Норвегии. Влияние рецессии на макроэкономические показатели этого государства было менее выраженным, чем в большинстве других европейских стран. При этом сегодня экономическая ситуация анализируемых государств восстанавливается, что оказывает положительное влияние на развитие их фармрынков.
Дания. В 2010 г. экономика страны после периода рецессии начала восстанавливаться и сегодня продолжает укрепляться. Эксперты компании “Espicom” ожидают по итогам 2011 г. и 2012 г. умеренных показателей роста ВВП Дании. По прогнозам Economist Intelligence Unit (EIU), к 2016 г. доля населения Дании в возрасте 65 лет и старше будет составлять почти 20% общей численности жителей страны. В связи с этим система здравоохранения Дании все больше ориентируется на профилактику заболеваний. С целью повышения эффективности оказания медицинской помощи населению страны в будущем также будет продолжаться внедрение новых методов лечения.
В последние годы на фармрынке Дании отмечали увеличение расходов на здравоохранение, что было обусловлено повышением стоимости лекарственных средств. Цены на препараты достигли своих граничных показателей, установленных Агентством по лекарственным средствам Дании (Danish Medicines Agency – DMA). Агентство осуществляет контроль стоимости дженерических препаратов в стране, составляя перечень цен на реализуемые на розничном рынке рееимбурсируемые лекарственные средства данного сегмента. Этот список также содержит информацию о форме выпуска препаратов, перечень лекарственных средств, подлежащих реимбурсации, с указанием действующих по отношению к ним ставок по возмещению. На сайте DMA у каждого потребителя есть on-line доступ к этой информации, на котором он может создать свой персональный перечень препаратов и рассчитать их стоимость.
DMA отслеживает развитие стоимости лекарственных средств по двум направлениям: анализируя индексы цен на препараты; анализируя уровень реальных цен на лекарственные средства за последние 5 лет. Анализ индексов цен производится с помощью отслеживания динамики цен DDD (Defined Daily Doses, установленной суточной дозы) и средневзвешенной стоимости упаковки лекарственного средства (индекс цен упаковки). Индекс цен DDD рассчитывается для групп дженерических препаратов с аналогичными активными ингредиентами, сопоставимыми по лекарственной форме, дозировке и одинаковым терапевтическим эффектом, что делает их взаимозаменяемыми. По каждой группе лекарственных средств DMA рассчитывает среднею цену DDD для группы в целом. Изменение цены DDD может быть вызвано как ростом стоимости лекарственных средств в группе, так и включением новых препаратов в группу или изменениями в структуре их потребления (например замена потребления высокостоимостного сегмента лекарственных средств более доступными его аналогами в группе). В связи с тем, что лекарственные средства объединены в группы, определить, какой именно фактор оказал влияние на повышение или снижение стоимости суточной дозы лечения, не представляется возможным.
Индекс цен упаковки DMA определяет путем отслеживания изменений средневзвешенной стоимости одной реализованной упаковки лекарственного средства. По этому индексу можно определить, под влиянием какого из вышеперечисленных факторов изменилась стоимость их реализованной упаковки. При этом за основу берется уровень цен на препараты в 2005 г.
Вторым направлением, с помощью которого агентство осуществляет контроль уровня реальных цен на препараты, является отслеживание изменений стоимости лекарственных средств за последние 5 лет с учетом действующих предельных значений цены на них. Таким образом, сегодня по отношению к стоимости лекарственных средств на фармрынке Дании действуют ограничения, базирующиеся на показателях цен на препараты в Дании в 2005 г. Данные ограничения действовали до конца 2011 г., вероятно, будут пролонгированны на следующие годы. По мнению компании “Espicom”, принятые правительством страны меры по контролю уровня цен на препараты демонстрируют его стремление сохранить доступность лекарственных средств для населения.
Действие ограничений на стоимость лекарственных средств не оказало ожидаемого правительством эффекта по сокращению государственных расходов на здравоохранение. Сэкономленные за счет стабильности цен на препараты финансовые средства были перекрыты ростом затрат на инновационные лекарственные средства, количество которых продолжает увеличиваться. Сегодня применение инновационных препаратов особенно актуально по таким направлениям, как лечение артериальной гипертензии и холестеринемии.
На территории Дании находится много локальных производителей, большая часть из которых ориентирована на экспорт готовых лекарственных средств. Благодаря датской фармкомпании “Novo Nordisk” Дания признана основным мировым поставщиком инсулина. Летом 2011 г. “Novo Nordisk” объявила о планах строительства на территории Дании нового завода для производства биофармацевтических препаратов.
Норвегия. Сегодня экономическая ситуация в Норвегии стабильна, что способствует развитию ее фармацевтической промышленности. В стране продолжает увеличиваться доля населения в возрасте старше 65 лет, что в ближайшие годы будет способствовать увеличению объема потребления лекарственных средств и росту государственных затрат на обеспечение системы здравоохранения. С помощью внедрения правительством Норвегии референтной системы ценообразования на лекарственные средства в стране удалось стабилизировать уровень цен на них. Внедрение системы ценообразования под названием “Шаг цены” (Step price system) в сегменте дженерических препаратов усиливает конкуренцию между ними на фармрынке Норвегии, что обусловливает снижение стоимости дженериков. В системе реимбурсации лекарственных средств для сокращения расходов на здравоохранение Норвегии была внедрена система первого выбора предпочтительного препарата для лечения определенного заболевания.
Согласно докладу Фонда бизнес-исследований (Business Research Foundation – SNF), показатель стоимости лекарственных средств в Норвегии является одним из самых низких по сравнению с другими европейскими странами. Рост фармрынка страны преимущественно происходит за счет увеличения потребления, обусловленного старением населения и выведением на рынок инновационных лекарственных средств, а не повышением стоимости препаратов.
Несмотря на то, что Норвегия не является членом Евросоюза, процесс регистрации лекарственных средств в этой стране полностью соответствует нормам ЕС. В области законов об интеллектуальной собственности и патентных правах законодательство Норвегии соответствует Соглашению по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (Trade-related aspects of intellectual property rights – TRIPS) Всемирной торговой организации (ВТО). При этом, по состоянию на 2011 г., Норвегия остается в Списке наблюдения (Watch List) управления торгового представительства США (Office of the United States Trade Representative – USTR) в связи с наличием у данной службы сомнений относительно соблюдения в Норвегии требований законодательства в области патентного права.
Превалирующая часть транснациональных фармкомпаний, представленных в Норвегии, ориентирована на производство дженерических лекарственных средств. В связи с малой долей локальных производителей любое повышение спроса на лекарственные средства, скорее всего, покрывается за счет импортных поставок готовых препаратов из других стран. С момента внедрения в систему здравоохранения процедуры замещения оригинальных лекарственных средств их дженерическими версиями последние имеют перспективы по увеличению своей доли на фармрынке Норвегии.
Количество биофармацевтических компаний в Норвегии продолжает увеличиваться.
В мае 2011 г. компания “PCI Biotech” сообщила, что была удостоена гранта BIA от Исследовательского совета Норвегии (Research Council of Norway) за свой проект “Иммунологический эффект фотохимической интернализации – местное лечение рака с метастазами”. Реализация проекта началась в III квартале 2011 г. и будет продолжаться в течение 3 лет.
В ноябре 2010 г. норвежской фармкомпанией “Clavis Pharma” был создан фонд для увеличения количества препаратов в продуктовом портфеле. Тогда же компания расширила лицензионное соглашение с американской биофармацевтической компанией “Clovis Oncology” для проведения исследований противоопухолевых лекарственных средств.
Финляндия. После глобального экономического кризиса 2010 г. одновременно с ростом ВВП в Финляндии начала восстанавливаться и ее экономическая ситуация. По мнению экспертов EIU, по итогам 2011 г. реальный рост ВВП этой страны составит 2,5%, в 2012 г. – 2,3%. В будущем существует вероятность возникновения рисков для развития экономики страны, обусловленных действующей сегодня 6-партийной коалицией, которая составляет большинство в правительстве Финляндии. Данный состав правительства имеет широкий спектр мнений и предложений относительно законодательных инициатив, что может отразиться на стабильности макроэкономических показателей Финляндии. Такая неустойчивая ситуация может сохраниться на протяжении всего 4-летнего срока его полномочий.
В Финляндии один из наибольших показателей численности населения в возрасте старше 65 лет по сравнению с другими странами Северной Европы. По последним прогнозам, к 2016 г. количество лиц в возрасте 65 лет и старше составит около 21% общей численности населения. В связи с этим система здравоохранения Финляндии все больше ориентируется на предоставление населению профилактического медицинского обслуживания.
В последние годы правительством Финляндии предпринимались меры по сдерживанию расходов на здравоохранение. Одно из последних нововведений – внедрение в Финляндии референтной системы ценообразования. Согласно ожиданиям руководства страны данная система позволит уменьшить объем потребления населением лекарственных средств высокостоимостного сегмента, тем самым сократится сумма общих затрат потребителей на препараты. По мнению правительства Финляндии, внедрение референтной системы ценообразования также позволит снизить финансовую нагрузку, которую несут страховые компаний в связи с увеличением суммы страховых выплат по медицинскому страхованию. Кроме того, было достигнуто сокращение расходов на здравоохранение путем замещения оригинальных препаратов их дженерическими версиями.
Ценовая конкуренция оригинальных лекарственных средств финских производителей на фармрынках других европейских стран возникает за несколько лет до истечения срока действия патентной защиты этих инновационных препаратов. В связи с недоработками законодательства страны в области патентного права по итогам 2011 г. Финляндия остается в Списке наблюдения управления USTR.
В Финляндии в тройку ведущих локальных производителей входят “Orion”, “Verman” и “Vitabalans”. Многонациональные компании “Bayer” и “Santen” также имеют производственные мощности в Финляндии. По итогам 2010 г. суммарный объем продаж лекарственных средств топ-10 фармкомпаний Финляндии составляет более EUR1 млрд. в оптовых ценах. При этом удельный вес ведущей финской фармкомпании “Orion” в денежном выражении составляет около 10% общего объема фармрынка страны. За ней по этому показателю следуют транснациональные фармкомпании “Pfizer”, “Novartis”, “AstraZeneca” и “GlaxoSmithKline”.
В биофармацевтическом секторе финская фармкомпания “Biotie Therapies” в феврале 2011 г. завершила сделку по приобретению швейцарского производителя лекарственных средств “Synosia Therapeutics”.
Швеция. В 2010-2011 гг. экономика Швеции продолжила стремительно восстанавливается после последствий рецессии. Фармрынок Швеции является крупнейшим в Северной Европе. С появлением на фармрынке страны независимых аптек произошло дерегулирование монополии государственных аптечных учреждений. Дерегулирование привело к большей конкуренции на рынке розничных продаж и оказало влияние на снижение стоимости лекарственных средств. При этом шведская национальная аптечная корпорация “Apoteket AB” остается основным игроком на розничном рынке, около 1/3 аптек остаются в государственной собственности. Ведущими аптечными сетями также являются “Apotek Hjartat” и “Kronans Droghandel”. На протяжении I полугодия 2011 г. количество аптек продолжило увеличиваться и, по мнению компании “Espicom”, эта тенденция будет актуальной до конца 2011 г. В 2012 г. экспертами данной компании прогнозируется постепенное замедление процесса увеличения числа аптечных учреждений с последующим сохранением их количества.
Швеция имеет развитую систему здравоохранения, которая частично финансируется частным сектором.
По итогам 2010 г. лидирующие позиции по объему розничных продаж лекарственных средств в денежном выражении отмечали у таких транснациональных фармкомпаний, как “AstraZeneca”, “Pfizer”, “Roche”, “Wyeth” и “Novo Nordisk”. Из них “Pfizer” и “AstraZeneca” имеют основные производственные мощности на территории Швеции. Тем не менее, экономический спад оказал большое влияние на фармкомпании, в частности, транснациональные корпорации, которые объявили о сокращении рабочих мест по всему миру. Например, фармкомпания “AstraZeneca” к концу 2011 г. сворачивает R&D-мощности в шведском Лунде, а также объявила о закрытии упаковочного завода в Умео.
В Швеции расположены ряд небольших биофармацевтических компаний и несколько транснациональных корпо-раций, которые занимаются R&D в биофармацевтической отрасли и производят лекарственные средства. Увеличение объема инвестиций на R&D служит залогом успешного развития биотехнологической отрасли Швеции в будущем.
В 2011 г. на стадии разработки в 35 фармкомпаниях находятся в общей сложности 63 биотехнологических R&D-проекта без учета проектов компании “AstraZeneca”, у которой на территории Швеции осуществляет деятельность около 40% всего рабочего персонала, задействованного в глобальных R&D. Развивающаяся отрасль R&D в Швеции служит хорошим предзнаменованием для будущего биотехнологической промышленности. С точки зрения конкуренции, в апреле 2011 г. локальная фармкомпания “Medivir” объявила о приобретении также местной компании “BioPhausia” для расширения коммерческой деятельности в странах Северной Европы.
Латвия. С конца 2010 г. экономическая ситуация в Латвии начала восстанавливаться. Данный тренд продолжался на протяжении 2011 г., при этом отмечался умеренный рост макроэкономических показателей страны. Несмотря на это, показатель ВВП на душу населения Латвии является одним из самых низких по сравнению с другими странами Северной Европы.
По ожиданиям экспертов компании “Espicom”, в 2012-2016 гг. совокупные ежегодные темпы увеличения расходов на здравоохранение Латвии будут умеренными, коррелируя с ростом ВВП. В Латвии доля государственных расходов на здравоохранение составляет более 50% общего объема затрат на здравоохранение страны. При этом государственное финансирование потребностей здравоохранения происходит исключительно за счет общего налогообложения. В связи с непопулярностью медицинского страхования среди населения Латвии частные расходы на здравоохранение почти полностью оплачиваются из кармана потребителя.
По объему рынка лекарственных средств фармрынок Латвии схож с таковым Литвы. Лидирующую позицию по сравнению с другими странами Северной Европы Латвия занимает по показателю расходов на лекарственные средства на душу населения. Основная доля фармрынка страны обеспечивается за счет импорта готовых лекарственных средств. При этом поставки препаратов выступают одним из главных драйверов роста фармрынка.
Количество локальных производителей лекарственных средств в исследуемой стране незначительно, а основной объем фармпродукции экспортируется в страны бывшего СССР. Только около 25% объема произведенных локальными фармкомпаниями препаратов поступает в розничный сегмент.
Несмотря на незначительный объем государственного финансирования сектора R&D, перспективы этой отрасли остаются высокими. В составе бывшего Советского Союза у Латвии отмечали наилучшие показатели развития биофармацевтической отрасли по сравнению с другими республиками. Ученые Латвии считались пионерами в этой области, а их потенциал и сегодня оказывает влияние на развитие биофармацевтической отрасли. В 1990-е годы развитие биофармацевтической отрасли Латвии было серьезно затруднено из-за закрытия многих локальных заводов и фабрик. В связи со вступлением Латвии в 2004 г. в ЕС объем инвестиций в биофармацевтический сектор начал увеличиваться, что оказало положительный эффект на его развитие. При этом по уровню развития биофармацевтическая отрасль Латвии все еще уступает другим странам ЕС.
Литва. Сегодня экономика Литвы восстанавливается, по итогам 2011 г. экспертами “Espicom” прогнозируются незначительный прирост объема частного потребления и повышение инвестиционной активности в Литве. В условиях восстановления экономики и увеличения объема поставок готовых лекарственных средств будет развиваться и фармрынок страны. По прогнозам компании “Espicom”, показатели прироста фармрынка в 2012-2016 гг. будут умеренными. Согласно результатам проведенной в марте 2011г. переписи населения Литвы его численность составила немногим более 3 млн. человек. При этом по количеству населения среди трех стран Балтии Литва продолжает оставаться крупнейшим государством. Состояние здоровья населения Литвы остается неудовлетворительным, как и во всех странах бывшего СССР. Несбалансированное питание, алкоголизм, высокий уровень курящего населения вместе с низким уровнем информированности о проблемах здравоохранения обусловливают высокий уровень заболеваемости и относительно низкий показатель продолжительности жизни литовцев, особенно мужчин. По данным Информационного центра здравоохранения Литвы (Lithuanian Health Information Centre – LHIC), в 2010 г. средняя ожидаемая продолжительность жизни для женщин составляла 79, а для мужчин – 68 лет. Согласно информации LHIC, злоупотребление алкоголем остается серьезной проблемой, хотя число смертей, причиной которых стал алкоголь, начинает постепенно уменьшаться. Наиболее распространенными причинами смерти литовцев являются болезни системы кровообращения и злокачественные новообразования.
В настоящее время по показателю удельного веса затрат на здравоохранение в структуре ВВП Литва схожа с такими странами, как Болгария и Венгрия. За счет государственного финансирования покрывается почти 3/4 общего объема расходов на здравоохранение страны. С 1997 г. потребности здравоохранения почти полностью обеспечиваются Фондом обязательного медицинского страхования Литвы (Compulsory Health Insurance Fund). На фармрынке Литвы в последние годы продолжает увеличиваться доля частных расходов на лекарственные средства. По состоянию на ноябрь 2011 г., удельный вес этих затрат составлял около 27% общего объема фармрынка.
На фармрынке страны большую часть составляют лекарственные средства зарубежного производства. Рынок дженерических лекарственных препаратов высокоразвит, удельный вес этого сегмента в натуральном выражении составляет около 2/3 общего объема фармрынка страны. В будущем объем продаж дженерических лекарственных средств как в денежном, так и в натуральном выражении может увеличиться, что будет обусловлено принятыми правительством Литвы мерами относительно снижения стоимости дженерических препаратов не менее чем на 30% по сравнению с их оригинальными версиями.
Показатели развития биофармацевтической отрасли Литвы являются одними из наилучших по сравнению с другими государствами Северной Европы.
Эстония. Согласно прогнозам EIU, в 2011 г. ВВП Эстонии увеличится. При этом улучшение экономической ситуации страны будет обеспечено увеличением экспортных поставок, а не ростом инвестиций или частных и государственных расходов. В 2012-2016 гг. EIU прогнозирует умеренные темпы прироста ежегодных затрат на здравоохранение Эстонии. Сегодня в Эстонии более 3/4 государственных расходов на здравоохранение покрывается за счет системы обязательного медицинского страхования. По ожиданиям экспертов компании “Espicom”, к 2016 г. удельных вес частных расходов на здравоохранение по-прежнему будет составлять более 20% общего объема затрат на здравоохранение.
Фармрынок Эстонии по объему уступает практически всем остальным странам анализируемого региона. В общем объеме фармрынка Эстонии доля импортных поставок готовых лекарственных средств составляет около 85%. Таким образом, импорт готовых лекарственных средств выступает одним из основных факторов, оказывающих влияние на развитие фармрынка страны.
В 2005-2009 гг. ежегодные темпы прироста объема поставок готовых лекарственных средств измерялись двузначными показателями. По прогнозам компании “Espicom”, в течение ближайших нескольких лет ежегодные темпы прироста фармрынка в долларовом эквиваленте будут умеренными, при этом рост может замедлиться в связи с длительным периодом восстановления экономики Эстонии.
По итогам 2010 г. доступность необходимой помощи лицам без медицинской страховки финансировалась в полном объеме. По данным Больничной кассы Эстонии (Eesti Haigekassa) и департамента статистики страны, в конце 2010 г. доля населения без медицинской страховки составляла 4,8%, незначительно увеличившись по сравнению с предыдущим годом. В начале 2010 г. в Больничной кассе Эстонии была внедрена система выписки специалистом здравоохранения дигитального (в электронном виде) рецепта. По такой схеме рецепт не распечатывается, а через интернет напрямую отправляется в централизованную информационную систему – Центр рецептов. Сегодня все рецепты на лекарственно средство выписываются дигитально, за исключением оказания медицинской помощи врачом в виде домашнего визита, когда выдается стандартный рецепт, выписанный на бумаге.
Сегодня в системе здравоохранения страны действует План развития здоровья населения Эстонии (Eesti Rahvastiku Tervise Arengukava – ERTA), разработанный на 2009-2020 гг. Главными целями ERTA являются повышение качества предоставляемых услуг в области здравоохранения, увеличение продолжительности жизни населения Эстонии и ведение им здорового образа жизни. Также Министерством социального обеспечения (Sotsiaalministeeriumi) вместе с Больничной кассой Эстонии и Всемирной организацией здравоохранения был подготовлен анализ финансирования здравоохранения Эстонии, на основе которого прогнозируются возможные сценарии развития системы здравоохранения до 2030 г.
В марте 2010 г. в Эстонии вступил в силу новый закон, который обязывает фармацевтов в случае указания врачом в рецепте основного МНН, а не торгового наименования препарата, предлагать потребителям наиболее доступное лекарственное средство. Министерство социального обеспечения страны заявило, что назначение специалистом здравоохранения определенного торгового наименования лекарственного средства предполагается только при полном отсутствии соответствующего медицинским показаниям препарата-аналога. Данное регулирование было внедрено министерством с целью защиты права потребителей на получение наиболее эффективного и доступного лечения. Принятие закона было обусловлено поступающими от потребителей жалобами на вводящую в заблуждение рекламу лекарственных средств.
Обязательное медицинское страхование обеспечивается Эстонским фондом медицинского страхования (Estonian Health Insurance Fund – EHIF), который охватывает более 95% населения страны.
Вывод. Экономическая ситуация стран Скандинавии после последствий глобального экономического кризиса остается стабильной, а прогнозы относительно дальнейшего их развития – оптимистичными.
Для экономик стран Балтийского региона рецессия имела более значительные последствия, макроэкономические показатели этих государств восстанавливаются не такими быстрыми темпами, как в Скандинавских странах. При этом правительства Латвии, Литвы и Эстонии, также как и других стран Европы, предпринимают меры по сокращению расходов на здравоохранение. Однако показатели развития систем здравоохранения этих трех государств продолжают опережать таковые практически всех других стран бывшего СССР. (Аптека/Химия Украины, СНГ, мира)