Cоздание нефтяного СП “Нафтогаз Ромпетрол” грозит столкнуть интересы Дмитрия Фирташа и Игоря Коломойского. Если игра пойдет по крупному, кому-то из двоих придется уйти с нефтяного рынка.
11 декабря украинское представительство Rompetrol выступило с официальным заявлением о возможном сворачивании всех украинских проектов. “Гостаможслужба игнорирует все наши попытки растаможить грузы, сложная ситуация заставляет задуматься о дальнейшем развитии всех планов сбыта нефтепродуктов в Украине. Учитывая планы заключения договора о СП с “Нафтогазом Украины”, мы рассчитывали на некие преимущества, а не на наличие теневых схем растаможки”, – заявил глава представительства Кирилл Заховавко. И добавил, что планируемые компанией инвестиции в $1 млрд. вместо Украины пойдут на рынки Турции и Грузии. Эти заявления можно связать с тем фактом, что накануне активизации проекта создания совместного предприятия “Нафтогаз Ромпетрол” успел кардинально поменять конфигурацию. В отличие от первоначального плана организации работы СП новая модель может задеть интересы группы “Приват” во главе с Игорем Коломойским.
Бесконфликтная модель разворачивания “Нафтогаз Ромпетрол” предполагала, что параллельно с созданием СП и формированием в его рамках новой очень крупной сети АЗС в Украине произойдет смена собственника крупнейшего Лисичанского НПЗ, который в таком случае начнет снабжать новую сеть заправок нефтепродуктами за счет казахских и российских ресурсов компании “КазМунайГаз”. Главным претендентом на покупку указанного НПЗ считался глава холдинга GDF Дмитрий Фирташ, который на протяжении года несколько раз заявлял о намерении укрупнить входящую в холдинг химическую компанию Ostchem за счет приобретения крупных активов в украинской нефтепереработке и нефтехимии. Гарантия бесконфликтности такой модели развития СП заключалась в том, что результатами проекта должны были остаться довольны все ведущие игроки украинского рынка. Так, группа “Приват” и принадлежащие ей Кременчугский НПЗ и Одесская нефтегавань получили бы возможность претендовать на переработку и перевалку части казахстанской нефти. А управляемая лояльными к группе менеджерами госкомпания “Укртранснафта” автоматически получила бы крупные подряды на реверс и модернизацию нефтепровода Лисичанск – Кременчуг и российско-украинского нефтепровода Лисичанск – Кропоткин, соединенного с системой экспорта нефти Казахстана. Очевидный интерес менеджмента “Нафтогаза” – получить гарантированную долю сбыта продукции Лисичанского НПЗ через СП “Нафтогаз Ромпетрол” и СП “Нафтогаз Азовская нефтяная компания”, которое было создано в 2011 г. в Донецкой области, главном ареале сбыта завода. И возможность говорить о том, как власть печется о нефтяной независимости от РФ. Интерес же Казахстана и его госкомпании “КазМунайГаза” был самым масштабным – возможность расширить за счет нефтяных терминалов Украины пока очень узкий маршрут экспорта нефти из Казахстана в Румынию на завод The Rompetrol Group. Ныне существующий единственный маршрут снабжения этого завода считается не слишком надежным. Он пролегает через независимый от “КазМунайГаза” азербайджанский нефтяной терминал под Баку, а также через принадлежащий ей терминал Батуми, расположенный в не очень стабильной Грузии. В рамках же СП с “Нафтогазом” казахская компания получила бы контроль над последним из больших государственных нефтяных терминалов Украины – Феодосийской нефтебазой и перевалочным комплексом. Снабжение завода Rompetrol через Украину более выгодно, потому что на маршруте Атырау – Баку – Батуми – Констанца нефть надо переваливать в портах 4 раза, в то время как на маршрутах Одесса – Констанца или Феодосия – Констанца всего 2 раза.
Эти интересы, в случае безукоризненной реализации планов, обещали всей тройке в 2013-2014 гг. настоящую нефтяную идиллию. Однако в ходе смены собственников ТНК-ВР с продажей Лисичанского НПЗ что-то пошло не так. В начале декабря Антимонопольный комитет Украины заявил, что решил не давать санкцию на покупку Лисичанского НПЗ, деликатно не назвав при этом имени бывшего вероятного покупателя. В такой ситуации дальнейшее создание СП “Нафтогаз Ромпетрол”, которое предполагает разворачивание весьма крупной по украинским меркам сети АЗС, может оказаться не столь перспективным для всех заинтересованных сторон. Дмитрию Фирташу придется вернуться к идее покупки Херсонского НПЗ, который требует коренной реконструкции. Заработать в полную силу он сможет не ранее чем через полтора года. А вероятнее всего – года через 2-3, то есть буквально перед грядущими президентскими выборами. Ощутить полезный результат от проекта “Нафтогаз Ромпетрол” в таком случае у страны не будет времени. И главное – покупка Херсонского НПЗ в отличие от Лисичанского не предполагает эффективной логистики трубопроводной нефти из Казахстана, из-за чего в свое время и ушли казахские владельцы с херсонского завода. В таком случае СП “Нафтогаз Ромпетрол” придется либо умерить масштабы экспансии, либо превратиться в сугубо импортную компанию. Желательно с таможенными преференциями для “специмпортера” (о чем непрозрачно намекнул глава украинского представительства Rompetrol). Второй вариант – уговорить принадлежащую группе “Приват” нефтедобывающую компанию “Укрнафта” с определенного времени отдавать всю нефть отечественной добычи на Херсонский НПЗ Дмитрия Фирташа с целью начала украинско-казахстано-румынской нефтяной кооперации. Однако лишить “Приват” многолетней привилегии на право выкупа почти всей нефти украинской добычи и прав управления главной украинской добывающей компанией “Укрнафта” – задача вряд ли выполнимая, тем более в сжатые сроки. Да и желаемого результата – снижения зависимости от поставок нефти из РФ – этим можно добиться только на короткое время. До момента, когда группа “Приват” будет вынуждена распродать свои обширные нефтяные активы в Украине тем же российским газовым или нефтяным компаниям. (Комментарии/Химия Украины, СНГ, мира)