За последнее десятилетие индустрия переработки полимеров переросла российских производителей и перестает развиваться из-за формального подхода властей. Для решения проблем отрасли необходим профильный институт государственной поддержки.
В отеле “Балчуг Кемпински Москва” прошел V международный форум “Полимеры России 2012”. Глава Creon Energy Фарес Кильзие в приветственном слове предложил к обсуждению три темы. Во-первых, остается неясной конкурентоспособность российских производителей базовых полимеров с учетом новой макроэкономической реалии. Второй вопрос – запредельная цена на некоторые базовые полимеры, в частности, на ПЭНД, которая достигла 105 тыс. руб. Дальше ситуацию нельзя оставлять без контроля. Именно это подводит к третьей теме: когда в начале 2000-х происходило формирование структуры власти, полимерная отрасль была еще не окрепшей, однако сегодня она приняла большой масштаб и достойна куратора на уровне заместителя министра в профильном ведомстве. Реальность обстоит иначе: ситуация с запретом ПЭТ показала, что игрокам пришлось пройти через многочисленные министерства и ведомства.
Начальник управления развития и анализа коммерческой деятельности компании “ЛУКойл” Кирилл Попов отметил, что экономика Еврозоны в среднесрочной перспективе будет пребывать в стагнации, что создает риски снижения доходности российских нефте- и газохимических производств в случае их ориентации на европейский рынок. В то же время США имеют неплохие шансы на скорый выход из рецессии. Добыча сланцевого газа привела к тому, что цена на газ существенно упала. В результате в США и Канаде снижаются затраты на нефтехимическое производство, значит, в скором будущем страна может стать экспортером не только сжиженного газа, но и нефтехимических продуктов. Продукция из Северной Америки выигрывает и в логистике. В новых условиях глобального рынка российский продукт остается конкурентоспособным лишь на внутреннем рынке, однако, даже если исключить фактор ценового дифференциала на нефть и демпинга со стороны производителей США, производители нефтехимии СНГ уже не так конкурентоспособны, как это было ранее. Какие меры должны быть приняты для разрешения сложившейся ситуации? По мнению Попова, сценарий развития нефтехимической и газохимической промышленности в РФ зависит от трех факторов: наличия конкурентоспособного и стабильного снабжения сырьем, наличия внутреннего спроса и благоприятного макроэкономического окружения, стабильных и неизменных условий бизнеса, а также мер целевого государственного стимулирования. Специалист отметил, что нефтехимия могла бы стать новым крупным источником дохода для бюджета РФ, но пока идея необходимости формирования специальных долгосрочных условий для этой отрасли не оформлена, возможности реализации позитивного сценария развития отрасли постепенно ухудшаются. Если новые предприятия обладают экспортным потенциалом, то для старых заводов есть два выхода: модернизация или закрытие.
Попов рассказал о нефтехимических и газохимических проектах “ЛУКойла”. Проект создания Каспийского газохимического комплекса реализуется в 3 этапа. В рамках первого этапа будут осуществлены строительство первой очереди ГПЗ, строительство энергоблока и перевод существующих мощностей “Ставролена” на использование СУГ. На втором этапе – строительство второй очереди ГПЗ, создание нового производства этилена и полиэтилена. На завершающем этапе будут расширены мощности по этилену, полиэтилену и полипропилену, осуществлено строительство второй очереди энергоблока. Также будет создан индустриальный парк в Буденновске, примыкающий к “Ставролену”. На нем будут присутствовать переработчики полимеров и производители специальной химии. Тем самым созданы предпосылки для долгосрочного эффективного функционирования нового газо- и нефтехимического кластера, создаваемого компанией “ЛУКойл”.
Гендиректор группы “Полипластик” Мирон Гориловский сообщил, что в отрасли существует ряд проблем, затрудняющих развитие переработчиков. В первую очередь, это недостаточные объемы производства базовых полимеров. Если Россия в период 2000-2011 гг. нарастила лишь 1,5 млн. т полиолефинов, то Азия увеличила производство этих пластиков на 27 млн. т, а Ближний Восток – на 15 млн. т. В результате возможности импортозамещения необходимых марок полимеров сильно ограничены. Расширение производства полимеров планируется, однако игроки заявляют об их ориентированности на экспорт при том, что внутренний рынок ненасыщен. Переработчики не могут развиваться, в том числе и по причине несбалансированности таможенно-тарифного регулирования. Докладчик привел в пример автомобильную промышленность, где готовые изделия импортируются беспошлинно в рамках соглашений о промышленной сборке, а сырье для их производства – с пошлиной в 10%. Ограничены возможности экспорта готовых полимерных изделий. Например, в Китае государство максимально упрощает экспорт готовых изделий, а в РФ поддержка экспорта продукции глубокой переработки фактически отсутствует. Гориловский отметил, что архаичность норм и правил технического регулирования приводят к тому, что в России построить завод по всем правилам фактически невозможно. В результате цена постройки завода оказывается в 3 раза дороже, чем в Китае, в 1,5-2 раза выше, чем в США или странах Западной Европы. Ограничено потребление продукции из-за отсутствия современных и отвечающих всем современным требованиям регламентов. Все эти факторы приводят к тяжелому положению переработчиков. При этом потенциал для применения готовых полимерных изделий остается высоким. В России более 400 тыс. км трубопроводов нуждается в замене. Однако, как показала статистика 2011 г., разница между реальной заменой труб и нормой велика. Если тепловым сетям в стране еще уделяется определенное внимание (в 2011 г. было заменено 71% от нормы), то ситуация с заменой канализации чрезвычайно тяжелая (всего 8%). За последние 10 лет тепловые потери увеличились в 1,5 раза, так же, как и утечки системы водоснабжения, канализация не справляется с отводом воды. При этом за последние 4 года расходы на ЖКХ увеличились более чем в 2 раза, превысив 3,2 трлн. руб. По мнению Гориловского, если не обратить внимания на проблему сейчас, через 10-12 лет это неотвратимо приведет к коммунальной катастрофе. Эксперт привел в пример ситуацию в Украине, где основным драйвером для замены труб водоснабжения стали аварии. Сейчас потребление полимерных труб в России на душу населения в 3,5 раза ниже, чем в Западной Европе, и в 1,7 раза ниже, чем в Китае, при этом 10 лет назад показатели с Китаем были одинаковы. Какие меры должны быть приняты? Гориловский считает, что необходимо отказаться от дотационного принципа поддержки ЖКХ, так как такая мера неэффективна: нет ответственности за инвестиции. Вместо этого государство должно обеспечить возможность получения долгосрочных кредитов по разумной ставке при неизменности тарифов с учетом инфляции. Докладчик предложил схему работы, по которой первым шагом идет заключение договора поставки в адрес теплоснабжающей организации труб и комплектующих без предоплаты под срочные обязательства ТСО – на срок до 30 месяцев. После чего переработчик осуществляет поставки труб ТСО. Организация производит замену трубопроводов, а затем осуществляет расчет по обязательствам по договору поставки, например, равными долями в течение 24 месяцев с момента начала отопительного сезона. Таким образом, решается важная инфраструктурная проблема замен труб без участия государственных денег, однако поставщик труб в данном случае должен обладать значительными капиталами для функционирования подобной схемы. Именно для этого необходимо обеспечение государством доступных долгосрочных кредитов для ресурсоснабжающих организаций для своевременного рефинансирования ресурсов поставщика. Таким образом, кредитуются только готовые объекты без риска нецелевого использования средств или завышения сметной стоимости. Еще одной важной мерой является изменение модели формирования цены российскими производителями полимеров на свою продукцию на внутреннем рынке с “импорт минус” на “экспорт плюс”. Это должно привести к существенному снижению стоимости полимеров на внутреннем рынке вплоть до 5-6 тыс. руб./т и значительному повышению конкурентоспособности продукции.
Ситуация с распределительными газопроводами обстоит лучше. Программой газификации целенаправленно занимается “Газпром”, который ежегодно выделяет на нее 30-35 млрд. руб. Газовый гигант принял специальные технические условия по полимерным трубам, уже более 60% укладывающихся сетей сделаны с применением полиэтилена. Заместитель генерального директора по нефтехимии компании “Газпром нефтехим Салават” Борис Анисимов сообщил, что предприятие перейдет на выпуск трубных марок ПЭНД, если такая мера потребуется головной структуре. В настоящее время “Газпром нефтехим Салават” имеет мощности по выпуску 40 тыс. т ПВД и 120 тыс. т ПНД в год. Предприятие постепенно развивается. В ближайшей перспективе планируется строительство нового производства полиэтилена низкого давления мощностью 240 тыс. т/год. Долгосрочная стратегия развития предприятия предполагает строительство комплекса ЭП-1000 и производства ПНД мощностью до 800 тыс. т/год, а также производство полипропилена мощностью до 500 тыс. т/год.
Ведущий специалист отдела нефтехимии ИАЦ “Кортес” Валерия Самарина представила обзор российского рынка ПЭ, ПП, ПС и ПВХ и рассказала о перспективах его развития. В настоящее время суммарные мощности производства пластиков в России составляют 3,56 млн. т. Основная доля у полиэтилена – более половины. ПВХ и ПП имеют равные доли 18%, доля полистирола составляет 10%, АБС – всего 1%.Наиболее дефицитными являются рынки линейного ПЭ, ПВХ, ПСВ и АБС. В 2011 г. доля экспорта от производства в зависимости от вида полимера составляла от 0% до 27%. Экспортные потоки главным образом направлялись в страны ЮВА и СНГ. Спрос эмульсионного ПВХ, линейного полиэтилена и АБС обеспечивался импортом на 83%, 74% и 69% соответственно. Основной импорт поступал в Россию из Европы и Азии. К 2020 г. при условии пуска всех анонсированных проектов общие мощности могут составить почти 14 млн. т, в т. ч. по полиэтилену 8,1 млн. т, полипропилену – 3,4 млн. т, ПВХ – 1,7 млн. т, ПС и АБС – 0,7 млн. т. Чрезмерно избыточными в России станут мощности по производству ПЭ и ПП. Однако, учитывая значительное превышение производственных мощностей над ожидаемым к 2020 г. спросом, перспектива реализации всех проектов остается под вопросом. Рынки вспененного полистирола и эмульсионного поливинилхлорида, по оценкам ИАЦ “Кортес”, будут оставаться импортозависимыми.
Однако перспектива реализации всех проектов остается под вопросом. Глава представительства компании Oxyde Chemicals в Москве Нитин Аурангабадкар считает, что представленные цифры выглядят слишком оптимистично. Начальник отдела по работе с нефтегазохимическими предприятиями управления по маркетингу промышленной продукции компании “Газпром” Роман Следевский сказал, что компания готова поставлять сырье на будущее предприятие в Саянске за счет извлечения необходимых фракций из газа Ковыктинского месторождения в Иркутской области. “Газпром” проводит прединвестиционное исследование этого проекта. В случае приемлемых для общества экономических показателей и подтверждения потребителя (“Саянскхимпласт”) объемных и стоимостных показателей по этилену, компания рассмотрит возможность реализации указанного проекта. Кроме того, “Газпром” совместно с “Сибуром” реализует проект “ТрансВалГаз”, мощности которого по полиэтилену составят от 1,5 до 2,5 млн. т. Также на предприятии рассматривается строительство до 2 установок полипропилена единичной мощностью 500 тыс. т, однако у партнеров есть сомнения, что Европа сможет потребить столько базовых полимеров. Конфигурация уточняется. Срок реализации проекта – 2018-2019 гг. Другим важным для “Газпрома” проектом является создание газохимического комплекса в Белогорске, сырье для которого будет поставляться с Чаяндинского и Ковыктинского месторождений. Газовой компанией проведена экспертиза, которая показала экономическую обоснованность данного проекта. Идет поиск партнера, так как для компании газохимия не является приоритетным направлением деятельности. Пуск предприятия в Белогорске планируется в 2019-2020 гг. По словам Следевского, этот проект является экспортоориентированным. Специалист отметил, что план пуска нефтехимических предприятий в России будет сильно меняться по мере того, как озвученные различными компаниями проекты начнут реализовываться. Относительно реализации проекта газохимического комплекса в Астрахани отмечено, что предварительные экономические показатели проекта говорят о его высоком потенциале. Вместе с тем, принятие решения о реализации проекта возможно после завершения соответствующих прединвестиционных исследований, а также привлечения партнера для его осуществления. Изначально проект рассматривался совместно с “Сибуром”, но так как анонсированные мощности невелики, холдингу он стал не интересен.
Руководитель направления стратегического развития дирекции базовых полимеров холдинга “Сибур” Игорь Волков рассказал о планах компании по развитию полиолефинового бизнеса. Холдинг является одним из ведущих производителей ПП и ПВД в России. В ближайшие годы “Сибур” планирует реализовать проекты, которые позволят увеличить мощности примерно в 2 раза до 750 тыс. т полипропилена и 270 тыс. т полиэтилена высокого давления. Ввод “Тобольск Полимера” в эксплуатацию запланирован на 2013 г., а проектная мощность предприятия составляет 500 тыс. т полипропилена. Также планируется реконструкция полимерных мощностей на “Томскнефтехиме”. В долгосрочной перспективе “Сибур” рассматривает создание крупных пиролизных и полимерных мощностей в Тобольске (“ЗапСибнефтехим”), однако окончательное решение по проекту будет принято не ранее 2013 г. Волков считает, что для развития полимерной отрасли должны последовать необходимые шаги со стороны властей по изменению законодательства в части стимулирования применения полимерных материалов. Генеральный директор компании “Центрополимер” Алексей Завьялов отметил, что в связи с высокими ценами на полимеры на экспорт практически не идет готовая полимерная продукция с высокой добавочной стоимостью. Производители предпочитают продавать товары на экспорт, а не поддерживать местного потребителя.
Директор по науке и развитию компании “Полипластик” Михаил Кацевман рассказал о производстве композиционных термопластичных материалов для локализации иностранных производств. Программа локализации заключается в том, чтобы доля российского материала и полимерных изделий, используемых на производственных площадках зарубежных производителей, увеличивалась. В России потребляется около 500 тыс. т термопластичных композитов, что составляет 10% от общего объема потребления и соответствуют мировой практике. Темпы роста этой подотрасли – 7-8%, около 20% объема идет на локализацию. При этом программа локализации, принятая правительством, действует лишь для автомобильной промышленности. Все остальные сегменты потребления будут покупать российские материалы для производства, расположенного в России, только если это будет экономически выгодно и технически оправдано. Кацевман считает, что не стоит поддаваться сверх оптимистичным настроениям по поводу роста российского автопрома, пропагандируемым в СМИ. В 2012 г. автомобильная промышленность в целом реально лишь вернулась на объемы производства 1990 г., при производстве более 3,0 млн. автомобилей в год серьезные эксперты предсказывают начало стагнации, значит, рост потребления полимерных материалов в автопромышленности не так уж и велик. В отрасли бытовой техники доля импорта составляет всего 35%, при этом достаточно агрессивным поставщиком рынка стиральных машин является, например, компания Samsung, которая пока не имеет соответствующей производственной площадки в России. Поставки техники из-за рубежа оказываются иногда выгоднее, чем производство в РФ. Кацевман отметил, что если переработчики полимеров будут работать только для нужд внутреннего рынка, они, в конце концов, резко снизят темпы производства. Необходимо переходить к глобализации, так как только такой способ может обеспечить переработчиков необходимыми объемами. Например, заводы Magna, Faurecia, Vestion и др. в Восточной Европе обслуживают рынок в 16-18 млн. автомобилей, в то время как российское производство составляет всего 2 млн. шт. С учетом нынешних реалий рынка прибыльность компаундеров ограничена рядом проблем. В первую очередь, это дорогое местное сырье. Также в России отсутствует производство необходимых добавок, а они занимают существенную долю в себестоимости композитных материалов. Вступление России в ВТО должно удешевить их импорт за счет понижения таможенной ставки. В итоге, по словам докладчика, работа с иностранными предприятиями в рамках локализации весьма перспективна с точки зрения инновационного развития, но является для “Полипластика” пока процессом с низкой рентабельностью.
Директор по корпоративным вопросам компании SUNInBev Андрей Ерин прокомментировал ситуацию с запретом и последующим разрешением использования ПЭТ-тары. Индустрия активно работала со всеми заинтересованными сторонами, как госструктурами, так и некоммерческими ассоциациями и бизнесом, в т. ч. представителями ПЭТ-индустрии. Независимыми сторонами проведен ряд исследований на подтверждение безопасности ПЭТ-упаковки (аналитический центр МГУ им. М. В. Ломоносова), компания Ernst & Young подготовила анализ экономических последствий запрета тары из полиэтилентерефталата. “В настоящий момент в проекте технического регламента ТС “О безопасности алкогольной продукции”, разосланном на внутригосударственное согласование, ПЭТ-тара разрешена для пивоваренной индустрии. Мы считаем это серьезным достижением и взвешенным решением, полагаем, что в процессе обсуждения данного законопроекта в странах Таможенного союза решение останется без изменений”, – заявил эксперт.
Какие меры предпринимает государство для поддержки отрасли полимеров? Заместитель начальника отдела товаров департамента торговых переговоров Минэкономразвития России Виктор Батанин рассказал о положении полимерной отрасли в условиях ВТО, а также представил меры, которые могут быть приняты для защиты рынка. В целом для полимерной отрасли снижение тарифов будет незначительным и будет происходить равными долями ежегодно. При этом вступление России в ВТО дает определенные преимущества: улучшение инвестиционной привлекательности страны, снижение издержек на сырье и оборудование, улучшение доступа российских товаров на внешние рынки и участие в выработке правил мировой торговли. Специалист рассказал о мерах защиты внутреннего рынка. Страна может вводить повышенные пошлины на ввоз определенных категорий товаров на определенные временные промежутки для защиты собственного рынка. Для этого необходимо собрать экономическую информацию о рынке, доказать ущербное положение российского производства и просить правительство РФ и государств-членов Таможенного союза о введении такой меры. В отдельных случаях возможен пересмотр обязательств, однако для России как нового члена ВТО такая мера станет доступна лишь с 2015 г. Батанин сообщил, что государство ведет работу по нескольким направлениям мер поддержки, которые включают субсидии, меры по удешевлению кредитного ресурса, государственные закупки, обнуление пошлин на оборудование и комплектующие, оптимизацию процедур таможенного администрирования. Однако реальных шагов игроки рынка пластиков пока не наблюдают. Алексей Завьялов подчеркнул, что в России существует понятие “индикативные цены”, и если товар ввозится по более низкой цене, он попадает в зону риска. В результате происходит тщательный досмотр всего груза, что приводит к задержкам и дополнительным расходам. Представители компании обратились в таможенную службу за разъяснениями по этому вопросу, однако им пояснили, что данная схема не подлежит изменениям на данный момент. Заместитель начальника отдела минеральных и растительных продуктов, товаров химической промышленности управления товарной номенклатуры Федеральной таможенной службы Денис Валгин заявил, что каждый такой случай должен рассматриваться и решаться отдельно. ФТС принимает меры для обеспечения прозрачности всех таможенных процедур. Одним из направлений деятельности ФТС является 100%-ный перевод всего объема декларирования на электронный вид. Так, например, Московский регион, практически полностью переведен на электронное декларирование. Генеральный директор компании “ХимПартнеры” Константин Рзаев отметил, что в реальности кредитный ресурс растет в цене, а не понижается.
Заместитель директора, начальник управления инвестиционной политики департамента инвестиционной политики и государственной поддержки предпринимательство Тюменской области Владислав Чернов рассказал о государственной поддержке полимерной отрасли в Тюменской области. В области реализуется проект Тобольского нефтехимического комплекса, который подразумевает расширение комплекса по переработке ШФЛУ мощностью не менее 5,8 млн. т/год, строительство и функционирование комплекса по производству пропилена дегидрированием пропана и полипропилена мощностью 500 тыс. т, а также создание Западно-Сибирского комплекса глубокой переработки углеводородного сырья в полиолефины мощностью 2,0 млн. т. Со временем вокруг нефтехимического комплекса появятся и переработчики. В первую очередь будут привлечены производители нетканых материалов, геотекстиля, волокон, нитей, тканей из полипропилена, а также производители упаковки, биг-бегов, бытовых товаров, игрушек и прочей продукции на основе полипропилена. Летом 2012 г. Тюменская область подала заявку в Министерство экономического развития РФ о создании особой экономической зоны промышленно-производственного типа на базе Тобольского промышленного узла. Размещение производства на территории особой экономической зоны представляет для инвестора определенные преимущества: особый налоговый режим, возможность приобретения земельного участка на льготных условиях, готовая инфраструктура, что позволяет инвестору снизить свои издержки до 30%, следовательно, значительно увеличить конкурентоспособность своей продукции. Правительство ведет работу по формированию земельного участка для будущих предприятий и подведения к нему необходимых инженерных сетей.
Павел Филиппов, заместитель директора по научной работе ВНИИНМАШ, входящего в структуру Росстандарта, отметил важность стандартов для развития полимерной отрасли. Принятие технических регламентов осуществляется Евразийской экономической комиссией, в которую входят представители России, Беларуси и Казахстана. До 2011 г. главным регулирующим документом был национальный ГОСТ, однако ситуация изменилась, что привело к резкому увеличению принимаемых межнациональных нормативных документов. Сейчас в полимерной отрасли ГОСТы являются скорее препятствием, а не инструментом для развития. Филиппов призвал игроков активней принимать участие в соответствующих комитетах во время разработки новых стандартов. Производители и переработчики полимеров могут направлять свои комментарии в Минпромторг. За каждый конкретный регламент отвечает определенный комитет министерства. После того, как регламент разработан, он направляется в Евразийскую экономическую комиссию и появляется на сайте Таможенного союза. Два-три месяца выделяется на внутригосударственное согласование, не менее 60 суток – на публичное, когда все желающие могут высказать свои замечания и предложения. Эксперт также сказал, что объявления о готовящихся к разработке стандартах публикуются на сайте Росстандарта. Председатель комитета по промышленному развитию Торгово-промышленной палаты РФ Валерий Платонов отметил упадок российской отрасли переработки полимеров. С 2006 г. число субъектов, которые занимаются переработкой, сократилось на 20%, а тех, кто занимается производством оборудования – на 40%. Это касается не только полимерной отрасли, а всей промышленности России. Государство планирует обсудить меры для поддержки индустрии, в том числе субсидирование кредитных ресурсов и снижение налогового бремени в течение первых 5 лет. Платонов сообщил, что игроки могут высказать свои предложения о мерах государственной поддержки в адрес Торгово-промышленной палаты.
Начальник отдела химической промышленности управления контроля химической промышленности и агропромышленного комплекса ФАС России (ответственный секретарь экспертного совета по химической промышленности при Федеральной антимонопольной службе) Ирина Кузнецова сообщила о том, что был создан экспертный совет по химической промышленности, который является консультативно-совещательным органом при ФАС. Совет будет заниматься анализом конкурентной среды и выработкой предложений по развитию конкуренции на химических рынках. Сейчас в состав экспертного совета входит около 50 членов, в том числе и представители Минэнерго и Минпромторга. Первое заседание состоялось 1 ноября 2012 г. На нем было принято решение о создании рабочих групп по отдельным секторам химической промышленности для эффективности проработки вопросов. Список членов совета не является закрытым и неизменным. Чтобы стать членом совета или принять участие в его работе, необходимо направить в адрес ФАС России заявку, в том числе на принятие участия в обсуждении отдельных тем.
Главный аналитик департамента программ стимулирования спроса Фонда инфраструктурных и образовательный программ (РОСНАНО) Александр Наумов сообщил, что существует ряд инструментов для стимулирования спроса на полимеры. Наиболее активно фонд на практике использует отраслевые и региональные программы стимулирования спроса на инновации, техническое регулирование, пилотные проекты. Например, РОСНАНО плотно взаимодействует с экспертными сообществами из различных отраслей, в результате чего рождаются принципиально новые для этих отраслей продукты (синергетический эффект). Также производители и переработчики могут принять участие в пилотных проектах, которые курирует государственная компания (например, “Инновационная дорога”). По мнению Наумова, перспективными рынками сбыта полимеров в России являются композитная арматура, производство опор освещения и линий электропередач, футеровка техники, антикоррозионное покрытие трубопроводов, виброизоляция рельс, изготовление элементов силовой структуры кузова автомобилей.
Советник президента “Объединенной нефтехимической компании” по стратегии и развитию, член экспертного совета группы Creon Вениамин Альперн считает, что Россия в очередной раз проспала наступление нового цикла в развитии мировой экономики, характеризующегося энергетической революцией, а это чревато снижением в недалеком будущем доходов от экспорта углеводородного сырья. Как следствие – все крупные игроки отрасли анонсировали новые полиолефиновые проекты. По мнению эксперта, не стоит сильно паниковать по поводу будущего профицита полиолефинов: во-первых, даже в правительстве сомневаются, хватит ли для реализации всех объявленных проектов сырья и мощности трубы, во-вторых, Альперн надеется, что у руководителей ВИНКов достанет здравого смысла не строить больше (или строить ненамного больше), чем того потребует внутренний рынок, так как выстраивать маркетинговую стратегию в расчете на экспорт весьма рискованно: российский нафтовый пиролиз не самый дорогой, но конкурировать-то придется с арабским и американским этановым. Остается уповать на внутренний рынок, который, если ничего не делать, будет расти, как и ВВП, на 3-4% в год. Однако этого будет недостаточно, чтобы компенсировать падение доходов от экспорта углеводородов. Вениамин Альперн убежден, что в создавшейся ситуации есть единственный выход как для государства, так и для производителей полимеров – всеми возможными средствами развивать внутренний спрос, прежде всего через стимулирование переработки пластмасс. Тем более, что государство перед переработчиками в долгу: ведь это оно годами “гнобило” их высокими пошлинами на полимеры, абсурдными в условиях жесточайшего дефицита, при парадоксально более низких пошлинах на готовые изделия. Меры должны быть самыми радикальными, принять их надо именно сейчас, иначе деньги, которые потребитель сэкономит от снижения пошлин и цен на полимеры, снова положит в карман иностранным поставщикам и их трейдерам, а российская нефтехимия прочно закрепится на задворках глобальной экономики.
Глава Creon Energy Фарес Кильзие считает, что переработка полимеров стала национальным базисом и может стать основной точкой для развития огромного пласта промышленности в России. Все выступления на форуме, особенно доклад Мирона Гориловского, показывают колоссальные возможности развития внутреннего рынка полимерных изделий во всех областях экономики страны. Непонимание властями этой простой истины уже вызывает раздражение. Для выхода из ситуации должны быть приняты следующие меры: придание индустрии полимеров статуса приоритетной, возвращение центра принятия решений и регулирования в Министерство промышленности и торговли РФ и разработка федеральной целевой программы или прочих программ по пятилетнему развитию индустрии переработки полимеров. (Rcc/Химия Украины, СНГ, мира)