Правительство России рассмотрело просьбу крупных нефтяных компаний (“ЛУКойла”, ТНК-ВР, “Татнефти”, “Сургутнефтегаза”, “Газпром нефти” и “Башнефти”) о снижении пошлины на экспорт бензина и аргументы главы “Роснефти” Игоря Сечина в защиту высокой ставки (90% от нефтяной пошлины), сообщил источник в правительстве.
Пошлина на экспорт бензина была повышена с 66% до 90% весной 2011 г. в качестве защитной меры для внутреннего рынка во время бензинового кризиса в России. Тогда считалось, что эта мера будет временной, компании напомнили об этом правительству. Президент “ЛУКойла” Вагит Алекперов, гендиректор “Сургутнефтегаза” Владимир Богданов, глава “Газпром нефти” Александр Дюков, президент “Башнефти” Александр Корсик, гендиректор “Татнефти” Шафагат Тахаутдинов и исполнительный директор ТНК-ВР Герман Хан обратились с письмом к премьер-министру РФ Дмитрию Медведеву, а также выразили свою позицию на правительственном заседании по ТЭК в феврале. По их словам, выпуск высокооктанового бензина увеличился на 8%, дефицита уже не будет. А сохранение действующего режима заставит их перенести основные инвестиции с мощностей по производству бензинов на иные процессы, как следствие, дефицит автобензинов снова возникнет через 5-7 лет.
Игорь Сечин отправил письмо президенту Владимиру Путину, в котором выступил против снижения заградительной пошлины на бензин. В нем он обратил внимание не только на 8%-ный рост производства бензина, но и на аналогичный рост спроса. По его мнению, основным мотивом письма нефтяников является желание увеличить выручку от экспорта нафты и товарных бензинов, на которые распространяется действие пошлины. По его данным, из 19 млн. т произведенной нафты в 2012 г. экспортированы 15,2 млн. т (доля “Роснефть” – 3,6 млн. т). Сечин отметил, что до введения заградительных пошлин объемы экспорта были теми же – нафта в России никому не нужна. Товарных бензинов, в том числе низкооктанового А-80, продали за рубеж около 3,6 млн. т, высокооктановых – 2 млн. т (6 % от внутреннего потребления), это тоже мало отличается от “допошлинных времен”.
Глава “Роснефти” считает, что выгода компаний от снижения пошлины до 66% очевидна – она равна $100/т. По его мнению, компании и сейчас не бедствуют. В сезон пикового потребления (весной и летом), когда спрос растет на 15-20%, а НПЗ закрываются на ремонт, их премия достигает 3000 руб./т (около $100). И это превосходит разницу между прошлой ставкой в 66% и желаемой в 90%. Поэтому большую часть года внутренний рынок гораздо привлекательнее экспорта. Зимой компании начинают поставлять бензин на экспорт из-за того, что производят его больше, а мощности хранения ограничены. Независимо от пошлины, считает Сечин, нефтяники будут его продавать, но сейчас высокая ставка позволяет им держать цены в России на нормальном уровне. Поэтому размер ставки на баланс рынка товарного бензина влияет слабо. Тогда как отмена заградительных пошлин значительно улучшит экономические показатели нефтяных копаний.
По информации источника, с аргументами Сечина согласились в Минэкономразвития, Федеральной таможенной службе и Федеральной антимонопольной службе. Минэкономразвития считает, что компании дополнительные средства могут направить не на модернизацию НПЗ, а на выплату дивидендов акционерам или другие проекты.
Вице-премьер РФ Аркадий Дворкович поручил ведомствам, включая Минэнерго и Минфин, предоставить предложения по совершенствованию налоговой и таможенно-тарифной политики в нефтепереработке до конца апреля.
По мнению аналитиков, Сечин, будучи главой нефтекомпании, выступает за сохранение высоких пошлин на бензин, поскольку ставит интересы государства превыше всего. “Игорь Сечин – человек государственный. У него другой образ мышления. И для него интересы государства превыше всего, несмотря на то, что он стал президентом нефтяной компании. Снижение налогов для любой компании важно, “Роснефть” экспортирует очень большие объемы нефтепродуктов. Но для Сечина позиция государства, очевидно, важнее интересов бизнеса”, – считает Виталий Крюков из ИФД “Капиталъ”. (oilnews.com.ua/Химия Украины, СНГ, мира)