Российская ассоциация производителей удобрений (РАПУ) просит ОАО “Российские железные дороги” (РЖД) отменить новый порядок согласования заявок на изменение даты, направления и объемов отправки грузов, утвержденный монополией 19 февраля и начавший действовать 1 марта, говорится в обращении главы РАПУ Игоря Калужского к гендиректору центра фирменного транспортного обслуживания (ЦФТО) РЖД Елене Кунаевой.
Также документ лимитирует пропускные возможности станций погрузки и разгрузки и оговаривает прием к перевозке груженых вагонов в строгом соответствии с графиком. Это уже вторая попытка РЖД ввести подобные правила. Первую телеграмму компания направила клиентам 5 октября 2012 г., но ее действие в середине января отменила Федеральная антимонопольная служба.
Как пояснили в РАПУ, сейчас компании, перевозящие грузы по железной дороге, обязаны предоставлять РЖД график погрузки на месяц вперед с указанием точных объемов, дат и направлений, который монополия должна утвердить. Любые изменения плана корректируются дополнительными заявками. “Такие корректировки усложняют жизнь монополии, у которой есть недостаток локомотивов и вагонов. К тому же на инфраструктуре скапливается много вагонов, которые компании взяли “про запас” и которые осложняют разъезды на конкретных участках. Так что РЖД решило переложить эти проблемы на потребителей”, – отметили в ассоциации.
Теперь поставщик, заявивший определенный объем по определенному направлению, должен вывезти его в течение 3 дней, иначе на него накладывается штраф. Но главная проблема, говорят в РАПУ, что компании не смогут поставить груз туда, куда нужно. Например, если экспортная цена на конкретном рынке упала или повысилась и компании выгодно изменить направление поставок, РЖД могут не согласовать такие корректировки или не успеть их одобрить. Если поставки будут срываться, это приведет к переполнению складов производителя. Все это влечет убытки для компаний. В ассоциации отмечают, что монополия и раньше вводила ограничения поставок, но они были, как правило, вызваны техническими причинами (например, порт из-за непогоды не принимает грузы).
В РЖД уточнили, что изменения в работе с грузоотправителями проводятся в рамках внедрения так называемого “единого сетевого технологического процесса” (ЕСТП), разработанного и утвержденного в конце 2012 г. В компании считают предлагаемые изменения необходимыми, чтобы обеспечить “стабильное удовлетворение потребностей экономики в перевозках”. “С ростом парка вагонов в стране и фактическим переходом к стихийному предъявлению грузов и порожних вагонов к перевозкам без учета состояния инфраструктуры и количества тягового подвижного состава резко снизилось качество перевозочного процесса”, – пояснили в монополии.
Первыми в начале марта тревогу забили металлурги. Некоммерческое партнерство “Русская сталь” направило жалобу в ФАС, указав, что календарное планирование не соответствует законодательству, а также приведет к невозможности вывоза всей продукции и, как следствие, к снижению общего уровня погрузки. В то же время, отмечали металлурги, изменение маршрута может привести к удорожанию транспортной составляющей, например, при переориентации грузопотоков в порты за пределами России. Однако до сих пор производители ничего не добились.
Теперь в борьбу включились химики. “Производители минудобрений работают на экспортные направления на жестком конкурентном рынке в условиях постоянно изменяющейся конъюнктуры, что не позволяет заранее точно планировать объемы, даты и направления отгрузки. Любое жесткое ограничение приведет к сбоям производства. При поставках на внутренний рынок отгрузки выполняются после оплаты продукции, что не дает возможности заказывать заблаговременно железнодорожные планы из-за неизвестности направления отгрузки”, – отмечают в РАПУ. В результате, как пишет И. Калужский, заказ планов фактически будет осуществляться наугад, что не даст желаемого результата по повышению плановости перевозок. РЖД получат огромный поток корректировок. В целом, по мнению РАПУ, новые правила могут привести к уходу части грузов на другие виды транспорта, а также к снижению конкурентоспособности российских товаров из-за дополнительных логистических затрат и отсутствия гибкости в быстрых продажах. Аналогичное письмо РАПУ направила в ФАС.
Ограничения еще не введены жестко, пояснил один из химиков, в первую очередь потому, что у РЖД – сезонное снижение погрузки, монополия лояльно относится к изменениям графиков и согласовывает новые сроки и направления. Пока ничего критического не произошло, признал собеседник, но как только поток поставок вырастет, ситуация изменится. Источник в одной из нефтекомпаний также ожидает, что применение новых правил может затруднить поставки в рамках биржевых торгов, создать дополнительные риски при снабжении нефтепродуктами нефтебаз, сетей АЗС и аэропортов. (rupec.ru/Химия Украины, СНГ, мира)