Group DF Дмитрия Фирташа заявила о начале строительства новых мощностей по производству двуокиси титана в ЧАО “Крымский титан” в Армянске. В этот проект Фирташ в течение 3 лет готов вложить $300 млн., благодаря чему выпуск TiO2 должен удвоиться. Но завезти и смонтировать новое оборудование – это не самая трудная задача. Сложнее будет в те же 2 раза увеличить поставки сырья на предприятие и расширить его рынки сбыта.
Пророссийская ориентация
В марте “Крымский титан” посетила многочисленная делегация крымского парламента, которой было объявлено о новых производственных планах. Позже пресс-служба Group DF конкретизировала информацию для более широкой публики. Итак, в Армянске планируется строительство нового завода по производству диоксида титана, а также цеха по утилизации жидких отходов такого производства. “Мы установим современное европейское оборудование, позволяющее нам по качеству продукции опередить Китай, который сегодня наиболее активно в мире развивает свое титановое производство”, – сообщил руководитель титанового бизнеса Group DF Александр Вотинцев. ТЭО проекта Group DF разрабатывает совместно с консультантами и проектантами из канадской компании Hatch и австралийской TZMI. Начальная мощность нового завода составит 80 тыс. т/год с перспективой увеличения продуктивности до 120 тыс. т. Почти столько же способны давать уже имеющиеся в Армянске мощности, если задействовать их на пределе загрузки. Ближе всего к пределу подошли в 2011г., когда “Крымский титан” продемонстрировал рекордно высокие объемы производства TiO2 – более 108 тыс. т. В 2012г. оно несколько замедлилось, но перешагнуло за 106 тыс. т. В 2013 г. предприятие отстает пока и от прошлогоднего графика. Весна покажет, сможет ли оно нагнать утраченную динамику. Ведь именно весной традиционно спрос на титановый пигмент со стороны лакокрасочных производителей (основной группы потребителей TiO2) наиболее высок. Более 90% производимого в Армянске диоксида титана уходит на экспорт. Украинский рынок скуден и слаб. В 2012 г. он просел почти на 25%. В итоге основным местом сбыта для “Крымского титана” стала Турция, куда предприятие отправило больше “белого пигмента”, чем в Россию. Хотя если говорить о будущем расширении территории сбыта, то Фирташ в первую очередь смотрит все-таки в российскую сторону. Там ему придется держать конкуренцию и с крупнейшей транснациональной химической корпорацией DuPont, и с многочисленными китайскими производителями. Но там видны просторы и есть потенциал для роста.
В идеале Group DF рассчитывает перетянуть на себя не менее половины российского импорта TiO2. Сейчас она держит примерно 40%-ную долю. Так, если в 2012 г. в РФ было ввезено 66 тыс. т диоксида титана, то украинский взнос в этом общий объем составил 24-25 тыс. т (у разных источников данные несколько отличаются). Правда, это заслуга не только “Крымского титана”, но и “Сумыхимпрома”. Впрочем, последний де-факто тоже контролируется Фирташем. Два украинских производителя двуокиси титана если и не действуют на российском рынке единым фронтом, то, по крайней мере, координируют свой маркетинг. Тем не менее, некоторые позиции в 2012 г. им пришлось уступить. Согласно данным исследовательской компании Market Report, украинские поставки TiO2 в Россию сократились на 6 тыс. т по сравнению с показателями 2011 г.
Пигментный кризис
“Крымскому титану” удалось заместить утраченное в России за счет иных рынков сбыта – Турции, Германии, Италии. У “Сумыхимпрома” с альтернативными рынками дела обстоят сложнее. Но разговор сейчас не о нем. Амбициозные планы, нацеленные на контроль над 4% мирового рынка титанового диоксида, Дмитрий Фирташ намерен воплощать главным образом на “Крымском титане”. Он сегодня является флагманом титановой химии Group DF. Ранее Фирташ обещал построить новый завод по производству диоксида титана в Сумах. Но вскоре эту инициативу заморозили. В Армянске же к наращиванию производства готовятся планомерно. В 2012 г. здесь открыли модернизированный цех по выпуску серной кислоты – одного из двух главных компонентов в технологии окисления титана (второй – собственно ильменитовое сырье). В текущем – усилили управленческое звено. Новые масштабные задания на “Крымском титане” доверили решать Сергею Косенко, назначенному на должность председателя правления в феврале 2013 г. До сих пор он работал коммерческим директором Вольногорского ГОКа. Похоже, результатами работы его предшественника Александра Шитманюка руководство Group DF не очень довольно. Упрекать есть чем. В 2012 г. “Крымский титан” сократил прибыль в 4,5 раза. Он заработал 5,9 млн. грн., тогда как в 2011 г. – 26,4 млн. грн. При этом объемы производства диоксида упали, пусть и незначительно (на 2,2%), да и рентабельность опустилась ниже нуля. В январе 2013 г. она снизилась на 9%, в феврале ее удалось подтянуть до минус 1%. В дирекции “Крымского титана” ухудшение экономики работы объясняют, во-первых, большими энергорасходами в связи с затянувшейся зимой, во-вторых (и это главное) – ухудшением конъюнктуры на внешних рынках. Например, цены на TiO2 в феврале 2013 г. были в среднем на 10% меньше, чем ровно год назад.
Хотя надо учитывать, что в феврале-2012 цены на “белый пигмент” если и не достигли своего пика, то приближались к нему. С лета же прайсы покатились вниз. Возможно, поведение цен и стало для Дмитрия Фирташа стимулом, чтобы инвестировать миллионы в развитие выпуска диоксида титана. Этот продукт фактически на всех основных рынках стабильно дорожал, начиная с посткризисного 2009 г. Такая длинная восходящая впечатлила не только украинского бизнесмена. Активно взялся за открытие титано-химических производств Китай. В 2013 г. должно заработать несколько заводов общей мощностью 150 тыс. т, несмотря на то, что уже действующие в КНР производители сократили в 2012 г. загрузку на 60-70%. Лидер мирового рынка двуокиси титана – DuPont – задекларировал $1 млрд. инвестиций в новые технологические линии. Так что магии ценовых графиков поддался не только Фирташ. Но сейчас, когда наступило время реализовать сказанное, ценовой маятник коварно качнулся вниз.
Таким образом, первый камень в строительство нового завода в Армянске придется закладывать в период упадка цен. И при этом гадать, будет ли он настолько же затяжным, как фаза ценового роста, или это кратковременные неприятности. 2013 г. начался все еще под знаком профицита TiO2 на глобальном рынке. Часть трейдеров заморозила закупленные в 2012 г. запасы диоксида на складах в надежде продать их хоть немного дороже нынешней весной. Но это не сработало – предложений на рынке все еще слишком много, чтобы дать диоксиду повод уверенно дорожать. По подсчетам крупнейших игроков на рынке TiO2, эти запасы будут распроданы не раньше, чем в течение второго квартала, значит, производителям придется терпеть в лучшем случае еще несколько месяцев.
Независимые эксперты настроены пессимистично. По мнению Даффи Фишера, нью-йоркского маркетолога из Barclays Plc, особых изменений в отрасли не предвидится вплоть до 2014 г. В результате DuPont, производящий ныне 23% мирового диоксида титана, может потерять в 2013 г. до $500 млн. Аналитики Deutsche Bank AG оценивают потенциальные потери лидера отрасли в $1,13 млрд. В IV квартале 2012 г. чистая прибыль DuPont упала на 70%, хотя объемы продаж за это период снизились лишь на 1%. Подобную статистику констатируют и другие крупные игроки. Например, Tronox (5 место в планетарном рейтинге производителей TiO2) сообщила о падении доходов в IV квартале 2012 г. на 12%. Так, 10% было недополучено из-за нераспроданных товарных запасов, 2% – по причине перехода основных клиентов на так называемые заменители диоксида титана.
Но если западные производители двуокиси титана при такой неблагоприятной конъюнктуре теряли в деньгах, то их конкуренты из Украины и Китая (традиционно стоящие в дешевой нише) – в объемах. По данным журнала “Хим-Курьер”, в начале марта разница в цене между диоксидом украинского происхождения и американским или европейским составляла 15-20 тыс. руб., или 15%. При таком небольшом ценовом различии потребители зачастую отдавали предпочтение подешевевшему западному ресурсу, считающемуся более качественным. В этом и кроется основная причина потери “Крымским титаном” объемов сбыта в России и в 2012 г., и в первые месяцы текущего.
Назад пути есть
Почему же при таком в целом недружественном рынке Дмитрий Фирташ объявляет о строительстве нового завода и увеличении объемов производства вдвое? Возможно, причины этих деклараций тактические. Во-первых, под новый проект можно добиваться возвращения от правительства экспортного НДС. На 1 марта, согласно подсчетам “Крымского титана”, этот долг составил порядка 380 млн. грн. Во-вторых, на повестке дня стоит приватизация “Сумыхимпрома”, а для Group DF важно выглядеть ответственным инвестором с долгосрочной стратегией.
Оснований для того, чтобы в будущем оттянуть проанонсированное строительство, у группы хватает. Неблагоприятная рыночная конъюнктура – только одно из них. Кроме того, у Group DF могут возникнуть и сырьевые трудности. Ведь освоение новых ильменитовых месторождений в Житомирской области пока блокируется. В частности, 9 апреля депутаты местного облсовета вынуждены были отменить разрешение на освоение Злобичского месторождения после того, как помещение облсовета фактически взяли штурмом протестующие представители общественности и оппозиционных политических партий.
В Крыму экологи также начинают поднимать голос против строительства нового титано-химического объекта. Глава одной из таких организаций – “Экология и мир” – Виктор Тарасенко заявил местным медиа, что будет добиваться закрытия действующего в Армянске завода или изменения его профиля. Как считает В. Тарасенко, “Крымский титан” своими отходами загрязняет атмосферу полуострова. Кислотные испарения предприятия вредят и степному, и предгорному Крыму, и развитию курортного туризма в регионе. Не так давно на подобные заявления никто особо не обратил бы внимания, но сегодня они сильно заряжают общественное мнение. В конце концов, Дмитрию Фирташу трудно будет увернуться от дилеммы: то ли, преодолевая трудности, развивать диоксид титановое направление в давно обжитом Армянске, то ли переместить инвестиционный акцент, например, в Индию, где у Group DF есть договоренности о партнерстве с одним из тамошних разработчиков ильменитовых руд. (МинПром/Химия Украины, СНГ, мира)