Идея властей запретить увеличение срока службы грузовых вагонов более чем на год вызвала недовольство зерновиков, теперь с жалобой на сложившуюся ситуацию к правительству обратились одни из крупнейших грузоотправителей России – производители минудобрений. Они направили письмо на имя вице-премьера Аркадия Дворковича с просьбой сохранить ранее действовавшие правила хотя бы по специализированному подвижному составу. “Мы просто не успеем в такие короткие сроки заменить парк, а это скажется на реализации минеральных удобрений”, – сказал Игорь Калужский, исполнительный директор Российской ассоциации производителей удобрений (РАПУ), которая представляет интересы отечественных агрохимиков.
Нормативный срок службы минераловоза – 26 лет. Раньше его можно было увеличить (максимально) в 2 раза до 52 лет. Но чиновники решили изменить процедуру и в апреле дали поручение Росжелдору согласовывать продление срока службы всех грузовых вагонов не более чем на год. А поскольку пролонгировать срок службы на год экономически нецелесообразно, это указание “по сути эквивалентно запрету на продление”, говорится в письме, направленном РАПУ Аркадию Дворковичу. “Если решение останется в нынешнем виде, это принесет многомиллионные убытки как для отдельных агрохимических компаний, так и для всей отрасли. По сути нам указывают: покупайте новые вагоны. Фактически это будет дополнительной тарифной нагрузкой для нас”, – делится впечатлениями руководитель транспортного блока одной из агрохимических компаний. По его подсчетам, при стоимости новой цистерны 3 млн. руб. капитально-восстановительный ремонт стоит около 1 млн. руб., тратиться на него раз в год невыгодно. Даже простое обслуживание через деповской ремонт – 100-150 тыс. руб. – увеличивает на 300 руб. стоимость вагоно-суток.
Проблема с “безопасностью перевозок” – не в возрасте вагонов, участившиеся инциденты на железных дорогах происходят в основном с новыми вагонами и запчастями, говорят агрохимики. Но за это должны отвечать производители вагонов, а не грузовладельцы и операторы. “Целесообразно принять меры для повышения ответственности предприятий-изготовителей вагонов и их составляющих за производство некачественной продукции”, – отмечается в письме РАПУ.
Кроме того, некоторые модели вагонов для химической промышленности сложно приобрести. Парк специализированных цистерн – 25,5 тыс. единиц – характеризуется высоким уровнем износа (средний возраст парка составляет 21,2 года при сроке службы от 18 до 27 лет), рассказывает глава агентства “Infoline-Аналитика” Михаил Бурмистров. Стоимость цистерн составляет не менее 2,3 млн. руб., а предложение ограничено (выпуском специализированных цистерн занимаются в основном “Рузхиммаш” и “Азовмаш”).
Общий парк минераловозов в России превышает 36 тыс. единиц, продолжает Бурмистров. Почти 60% его принадлежат холдинговым агрохимическим компаниям (“Уралкалий”, “Еврохим”, “Уралхим” и др.), их вагоны сравнительно новые (приобретены преимущественно после 2000 г.). Практически полностью изношен парк минераловозов Первой грузовой компании и зерновозов, переоборудованных в минераловозы, принадлежащих “Русагротрансу”, однако их списание практически не скажется на стабильности перевозок. Предложение хопперов на рынке достаточно, грузовладельцы смогут в течение 2013-2015 гг. докупить 3-5 тыс. минераловозов (при стоимости 1,7-1,8 млн. руб. за вагон агрохимикам в общей сложности придется потратить до 9 млрд. руб.). (Rcc/Химия Украины, СНГ, мира)