Снижение внешнего рынка и стабильные поставки дизтоплива давили на оптовые цены в течение прошлой недели. В марте трейдеры ожидают возобновления спроса, поэтому планируют увеличивать объемы поставок.
В то же время, по словам собеседников, реализация остается слабой. Аграрии уже начали интересоваться перспективами покупки продукта, но до закупок еще далеко.
Низкий юг. “Анвитрейд” продолжает продавать индийский дизель. Кроме низкого рынка в компании отмечают наличие более дешевого топлива у конкурентов. 28 февраля компания предлагала ресурс за 43,70 грн./л, когда на рынке предложения начинались от 43,30 грн./л.
В феврале определенное количество трейдеров сократило поставки, пытаясь реализовать остатки и надеясь при этом на всеобщее “подсушивание” рынка. Но, по словам одного из таких игроков, выйти на желаемые результаты так и не удалось. Возможно потому, что мало кто поддержал эту инициативу.
Из ТОП-10 импортеров 2024 года в феврале среднесуточные объемы дизеля снизили только ОККО и “Мартин Трейд”, на 9% и 33% до 1,5 тыс. т и 0,26 тыс. т соответственно. К ним присоединились УНТК, “Солар Оил” и “Пентаойл”, снизив поставки на 12% (0,26 тыс. т в сутки), 24% (0,8 тыс. т за 23 дня) и 29% (1,8 тыс. т за 23 дня).
Однако АО “Энерго Трейд” увеличило импорт по сравнению с январем на 26% (32,6 тыс. т) и уже вернулось к показателям февраля прошлого года.
Превзошли объемы января и февраля 2024-го “БРСМ-Нафта” (в три раза и на 17%, 9 тыс. т) и “Арстак” (на 14% и 34%, 7,6 тыс. т). Но значительный рост по сравнению с предыдущим месяцем обусловлен очень низкими объемами января (2,6 тыс. т). Компания активно готовилась к поднятию акцизов с начала года и импортировала в декабре 19,4 тыс. т дизеля, являющегося наибольшим месячным показателем “БРСМ” в прошлом году.
Опрошенные респонденты сообщили о намерении увеличивать в марте объем закупок. Кто рассказал о незначительном росте, а кто – о возможном достижении показателей марта 2024 г. “Мы еще не контрактовали на март дизель с юга. Будем делать это в начале месяца, взвесив наши остатки и намерения других трейдеров”, – рассказали в одной из компаний, работающей на юге и западе.
Весенний рост. С 24 по 27 февраля в страну въехали 77 тыс. т горючего, что в суточном эквиваленте на 13% больше, чем неделей ранее (19,3 против 17 тыс. т). 40% объемов (31,7 тыс. т) были отгружены на дунайские терминалы.
Неделя по сравнению с концом позапрошлой закончилась снижением европейских котировок в среднем на $24/т (1 грн./л). Согласно мониторингу Консалтинговой группы “А-95”, средняя оптовая цена на дизель с 21 по 28 февраля снизилась на 0,80 грн./л до 46,49 грн./л.
На юге цены варьировались в пределах 43,50-44,50 грн./л, но большинство предложений не превышало 44 грн./л. На нижней границе предлагал дизель “Мартин Трейд”, на верхней – “Солар Оил” и чуть ниже “АО Энерго Трейд” (44,40 грн./л). Но, по словам представителей компаний, были предложения и за 43,30-44,40 грн./л. По подсчетам enkorr, с учетом котировок CIF Med на 28 февраля премии к ценам составляли $70-97/т, несмотря на $57-77/т неделей ранее.
На западе в приграничных областях стоимость горючего составляла 45,50-46,90 грн./л. Самые низкие цены – у “Мартин Трейда” в Черновицкой области и “Солар Оила” в Волынской. Для последней компании западное направление в новинку. До этого компания из Кременчуга работала исключительно на южном направлении. “Мы решили диверсифицировать поставки, добавив в свою корзину еще и западное направление. Планируем стать системным игроком, везя ресурс из Orlen Lietuva”, – отметил директор “Солар Оила” Андрей Снисаренко.
С 17 по 23 февраля отгрузки через западную границу выросли на 25% по сравнению с неделей ранее и составили 69,5 тыс. т (58% общего импорта). Существенно прибавили объемы из Польши – на 42% до 41,7 тыс. т. Железнодорожные партии увеличились на 41% до 40,6 тыс. т, авто – на 72% до 1,1 тыс. т. В этот период Западная топливная энергетическая компания привезла первую железнодорожную партию американского дизеля из терминала Oktan Energy. Цена на этот ресурс варьировалась в пределах 54800-55150 грн./т в зависимости от дня продажи. (enkorr.ua)