Импорт битума во Вьетнам с Ближнего Востока резко возрос в 2024 году из-за конкурентоспособных предложений по сравнению с азиатскими грузами. Общий импорт вырос за год, чему способствовал рост спроса со стороны незавершенных проектов.
Вьетнам, чистый импортер дорожного покрытия, импортировал 1,14 млн. т битума в 2024 году, что на 10% больше, чем 1,04 млн. т в 2023 году, показывают данные GTT. Импорт из стран Ближнего Востока составил 382000 т, это на 49% больше, чем в предыдущем году.
По словам некоторых участников рынка, рост импорта напрямую связан с увеличением числа текущих проектов во второй половине 2024 года, особенно в сфере строительства автомагистралей. “Однако в настоящий момент именно ценовой фактор определяет торговые потоки и то, откуда поступает импорт”, – сказал вьетнамский импортер.
По оценкам Argus, навалочные битумные грузы на условиях fob Iran продавались со скидкой в среднем $131/т по сравнению с fob Singapore ABX 1 в 2024 году. Скидки увеличились до примерно $160-180/т в августе-октябре, когда ограниченное предложение, вызванное сокращением производства, удерживало сингапурские морские цены на высоком уровне. Стоимость фрахта между Ближним Востоком и Вьетнамом оценивалась примерно в $120/т, по данным некоторых участников рынка.
Но продолжительная ненастная погода во Вьетнаме давила на потребление до последнего квартала 2024 года, что не позволило внутренним отпускным ценам вырасти. Это подтолкнуло вьетнамских импортеров искать относительно более дешевые грузы с Ближнего Востока в 2024 году. Импортеры не имели причин искать грузы из других источников, если им не требовались определенные спецификации, сказал один из импортеров, указав, что импортеры искали грузы азиатского происхождения только для проектов с особыми требованиями.
Импорт из Сингапура в 2024 году составил 383000 т, что на 13% больше, чем в 2023 году, показывают данные GTT. Но импорт из Китая и Южной Кореи упал за год на 44% и 60% соответственно. По словам некоторых импортеров, цены на морские перевозки и стоимость фрахта из Китая и Южной Кореи во Вьетнам также были относительно выше, что еще больше повлияло на импорт из этих стран.
Участники рынка ожидают, что потребление будет стабильным или высоким в 2025 году по сравнению с 2024 годом из-за отложенного спроса. Импорт, как ожидается, будет в диапазоне 1-1,3 млн. т.
По словам трейдера из Сингапура, распределение средств по проекту также относительно улучшилось, что будет стимулировать подрядчиков ускорить дорожные работы.
Межрегиональный ценовой арбитраж между Сингапуром и Ближним Востоком не был открыт, поскольку насыпные грузы с Ближнего Востока торговались со скидкой всего около $100/т по отношению к ABX 1. Однако ожидается, что в ближайшие месяцы ценовой разрыв увеличится, в регион поступит больше поставок с Ближнего Востока, заявили импортеры. (argusmedia.com)