“Роснефть” объявила тендеры на железнодорожную транспортировку своих грузов. Операторам предложено за 9 месяцев вывезти почти 22,5 млн. т нефти и нефтепродуктов, общая сумма контрактов – около $1 млрд. “Роснефть” ввела ограничения по объемам, на которые может претендовать один участник тендера, – не более 8,2 млн. т. При этом каждый лот планируется делить между двумя операторами в пропорции 70% к 30%. Эксперты считают логичным ограничение по общему объему, но думают, что по отдельным лотам эффективнее было бы отдавать 100% грузов одному игроку. “Роснефть” объявила запрос цен на экспедирование около 22,5 млн. т ее нефтеналивных грузов железнодорожным транспортом. Выставлены 13 лотов, заявки принимаются до 10 июня. Общая сумма контрактов – около 27 млрд. руб. Это будут девятимесячные контракты – с 1 июля 2013 г. до 31 марта 2014 г. Заказчик – ЗАО “РН-транс”. О том, что “Роснефть” перейдет с заключения прямых соглашений с железнодорожными операторами на тендерную систему, сообщалось в апреле. Тогда источники говорили, что контракты будут заключаться либо на 9 месяцев, либо на год, а их сумма может составить около 13 млрд. руб. В эту сумму оценивалась только вагонная составляющая, пояснили источники, а в опубликованных условиях тендера учитывается также тариф порожнего пробега. “Если груженый тариф грузоотправитель платит напрямую РЖД, то порожний – оператору, у которого остается возможность для оптимизации”, – пояснил один из претендентов на объемы “Роснефти”. Самые крупные лоты – объемы Ачинского НПЗ (более 5 млн. т), вывоз нефтяных грузов со станций “Суховская” и “Суховская Южная” в Иркутской области (5,4 млн. т, рядом расположено Верхнечонское месторождение). Интересен также сдвоенный лот по станциям Уяр Красноярской железной дороги и Дземги на Дальнем Востоке – в общей сложности 5,28 млн. т нефти и темных нефтепродуктов. Вывоз со станции Дземги 2,57 млн. т светлых нефтепродуктов выделен в отдельный лот. Более 2,2 млн. т нефтегрузов операторам предлагают вывезти с Самарской группы НПЗ. Условия торгов предполагают, что каждый лот будет разбиваться между двумя претендентами. 70% объемов получит оператор, предложивший наименьшую цену, 30% – тот, кто займет второе место по результатам оценки оферт. При этом “Роснефть” ввела ограничения по общим объемам, которые может получить один оператор: не более 8,2 млн. т, то есть около 30%. Основными партнерами “Роснефти” по транспортировке ее нефтеналивных грузов сейчас являются Первая грузовая компания (ПГК), “Трансойл” и “Нефтетранссервис” (НТС). Они подтверждают, что изучают условия тендеров и представят свои оферты до 10 июня. Источники отмечают, что крупные операторы, вероятнее всего, будут заявляться на большинство привлекательных лотов. Среди других претендентов, которые активно интересуются тендерами, называются “СГ-транс”, “ISR транс” и “Совфрахт”. Источник, близкий к “СГ-трансу”, подтвердил, что компания готовится к тендеру. Стартовые цены, на первый взгляд, заявлены рыночные, говорят претенденты. Некоторые небольшие операторы отмечают короткий срок подачи заявок. У ряда претендентов вызвали вопросы ограничения по максимальным объемам. Например, ПГК сейчас обслуживает в общей сложности около 40% грузов “Роснефти”, по отдельным площадкам доля доходит до 90%, а по другим компания представлена незначительно. Получается, что на нынешних условиях с “Роснефтью” ПГК работать уже не сможет. Схожие трудности могут возникнуть и у других крупных партнеров “Роснефти”. “Опыт по ограничению доли операторов “Роснефть”, видимо, переняла у недавно купленной ТНК-ВР. Там было негласное правило – больше трети объемов ни одному из операторов не отдавать”, – отмечает один из участников рынка. ТНК-ВР проводит такие тендеры с 2010 г. По данным на первую половину 2012 г., основными партнерами компании были ПГК, НТС, “Балттранссервис” (Globaltrans), “Транс-синергия” (Rail Garant). Объемы ТНК-BP на торги пока не выставляются (есть действующие контракты). Владимир Савчук из Института проблем естественных монополий отмечает, что для операторов ограничения в виде 70% грузов конкретной производственной площадки снижают привлекательность торгов. “Эффективнее даже с точки зрения технологии возить 100% грузов конкретного НПЗ”, – отмечает эксперт. Но лоты нарезаны крупно, конкуренция между основными игроками рынка будет серьезная, говорит эксперт. С ним согласны участники железнодорожного рынка. Один из них сказал, что “ограничение по общему объему грузов правильное, но по отдельным площадкам можно было бы 100% перевозок отдавать одному оператору”. В ряде случаев и для “Роснефти” это было бы эффективнее и дешевле. (Rcc/Химия Украины, СНГ, мира)
Теги: ОАО "НК "Роснефть"