Большинство российских предприятий хлорщелочной индустрии увеличивает выпуск необходимого для производства ПВХ хлора, пропорционально наращивая объемы каустика. Подотрасль имеет шансы быть эффективной для российского государства. Обновление производства каустической соды возможно путем использования новейших энергосберегающих технологий, внедрения механизмов удешевления транспортировки, развития новых проектов и экспортных направлений.
VII международная конференция “Каустическая сода 2013” прошла в Москве. Компания CREON Energy собрала на своей площадке ведущее отраслевое сообщество с целью определить текущее состояние и перспективы индустрии хлора и каустика.
В 2012 г. объем производства каустической соды в России составил 1,32 млн. т, сообщила руководитель отдела аналитики CREON Energy Лола Огрель. На сегодняшний день более 50% выпущенного продукта приходится на долю трех предприятий: “Каустик” (Волгоград), “Саянскхимпласт” (Иркутск) и “Каустик” (Стерлитамак). В ближайшее время реальную конкуренцию им может составить компания “РусВинил”, которая будет производить в Кстово 235 тыс. т гидроксида натрия в год. Ввод предприятия в эксплуатацию намечен на начало 2014 г. В целом мощности по каустической соде в среднесрочной перспективе вырастут не менее чем на 350 тыс. т, что связано с потребностью российской промышленности в хлоре. Помимо “РусВинила” будут увеличены мощности на заводе “ГалоПолимер” в Кирово-Чепецке, где ведутся работы по переводу ртутной технологии производства на мембранную, что позволит в ближайшие 3 года увеличить выпуск каустика с 90 тыс. т до 200 тыс. т/год. Кроме того, “Саянскхимпласт” намерен нарастить производство хлора до 260 тыс. т с целью обеспечить запланированный выпуск поливинилхлорида на уровне 400 тыс. т/год, при этом мощности по каустику вырастут со 180 тыс. т до 280 тыс. т/год. В случае, если и стерлитамакский “Каустик” приступит к реализации проекта по расширению производства ПВХ до 600 тыс. т, выпуск хлора и каустика возрастет еще на 200 тыс. т. В целом для российского рынка каустической соды характерно регулирование емкости с помощью экспорта. За рубеж отправляется избыточное количество каустика, поэтому объемы поставок гидроксида натрия иностранным партнерам плавают: от 210 тыс. т до 316 тыс. т. На экспорт в основном поставляется жидкая каустическая сода (60-85% экспортных поставок). Импортируется главным образом твердый каустик китайского производства. Активный ввоз китайской продукции объясняется ее более низкой стоимостью. Так, в 2012 г. цена товара из Китая не превышала $520/т, тогда как российский твердый каустик обходился в $730-800/т.
Советник председателя правления павлодарского “Каустика” Ляйля Тутенаева подтвердила, что в декабре 2011 г. на предприятии стартовала первая производственная линия, пуск второй очереди планируется к 2016 г. Суммарная мощность составит 90 тыс. т каустической соды в год. Сбытовая политика компании будет направлена на насыщение внутреннего рынка. Какому из импортных продуктов – российскому или китайскому – придется подвинуться с казахстанского рынка, решит стоимость товара. Китай, в отличие от России, обладает миллионными мощностями по каустику – за последние 10 лет выпуск гидроксида натрия вырос с 9 млн. т до 20 млн. т, при этом данный продукт является побочным от основного ПВХ-производства. Поэтому вести ценовые войны российской стороне будет сложно.
Подробнее об украинском и российском рынках хлора рассказал Антон Асташов, заместитель руководителя редакции “Удобрения и основная химия” ИА “Хим-Курьер”. В целом структура хлорного производства практически идентична рыночной картине по каустику. Среди крупнейших поставщиков хлора на российском рынке можно назвать “Илимхимпром” (95% поставок в рамках группы “Илим”), волгоградский “Каустик”, новочебоксарский и кемеровский “Химпромы”. В 2012 г. большинство предприятий было загружено не полностью, наибольший процент использования производственных мощностей наблюдался у заводов, имеющих собственное ПВХ-производство или налаженные рынки сбыта. Доля экспорта хлора в России невелика, порядка 10 тыс. т ежегодно отправляется за рубеж в основном волгоградским “Каустиком”. Из них 75% идет в Украину, остальное – в Азербайджан, Казахстан, Латвию и Беларусь. На украинском рынке выпуском хлора и каустической соды занимаются два предприятия – “ДнипроАзот” и “Карпатнефтехим”. Доля импорта на рынке всегда была значительна, практически все потребители покупают хлор за границей, по большей части в РФ. В связи с остановкой “Карпатнефтехима” импорт увеличился. По словам эксперта, причиной вынужденного простоя предприятия послужила неконкурентоспособная стоимость выпускаемого “Карпатнефтехимом” ПВХ из-за высоких цен на импортный прямогонный бензин. Решение вопроса пришло через договоренность с Кабмином Украины о возврате экспортного НДС, а также о снижении тарифов для предприятия на ж/д перевозки сырья и тепловую энергию. Взамен “ЛУКойл” принял обязательства вложить в модернизацию завода порядка $100 млн.
В рамках круглого стола участники конференции поделились соображениями относительно изменений на рынке. Директор “Новомосковского хлора” Иван Рубан сообщил, что для его компании рынок не изменился, продолжается налаженная работа с партнерами. Начальник отдела поставок химического сырья “Нижнекамскнефтехима” Александр Сидулин отметил снижение цены на каустическую соду, а также добавил, что с “ЕТК” компания не работает с 2008 г., закупки производятся по прямым контрактам с заводами-производителями. Начальник департамента органических и неорганических соединений “Скоропусковского синтеза” Дмитрий Венков подтвердил, что в “период расцвета “ЕТК” цены были выше. По его словам, значительное влияние торговой компании в щелочной индустрии сохранилось. В то же время, многие заводы реализуют продукцию напрямую, на рынке намечается конкуренция. Он заметил, что Всемирная организация производителей хлора лоббирует запрет использования ртутного способа получения каустика, что может отрицательно сказаться на имидже российских производителей за рубежом. Однако данная проблема может быть решена в долгосрочной перспективе: ее важность для игроков европейского рынка не распространяется на российские реалии. Глава представительства Chemieanlagenbau Chemnitz Вольфганг Кампрад добавил, что мембранная технология, впервые привезенная компанией в Россию в 2006 г., внедрена фирмой только на “Саянскхимпласте”. Работа в Саянске продолжается, однако крупномасштабного развития предприятия пока не происходит. Из других проектов компании в РФ и СНГ Кампрад назвал монтаж оборудования на площадке предприятия “Сода-хлорат” в Березниках, производство гипохлорита натрия в Люберцах для “Мосводоканала” и проект для “Беларуськалия”.
Относительно динамики изменения цен на каустик коммерческий директор новочебоксарского “Химпрома” Евгений Герасимов заметил, что 70-75% себестоимости гидроксида натрия составляет энергетика, поэтому рост тарифов оказывает серьезное влияние на ценовые показатели готового продукта. На вопрос о возможной модернизации оборудования на “Химпроме” представитель компании ответил, что расчеты по окупаемости проектов говорят не в пользу реконструкции хлорщелочных производств. Более приоритетным направлением для компании на сегодняшний день является производство перекиси водорода. Участники конференции поинтересовались, будет ли “РусВинил” функционировать на рынке хлора как крупный поставщик. Представитель компании Светлана Пантелеева отметила, что завод не будет выпускать товарный хлор. Весь хлор будет использоваться в производственной цепочке комплекса, в продажу будут поступать ПВХ и каустическая сода.
Грегор Бюхе, менеджер по продажам футеровки в странах Европы, Ближнего Востока и Африки Quadrant EPP, презентовал одну из разработок компании – фторполимерный материал Simalit, предназначенный для защиты стали и армированного пластика от коррозии и воздействия агрессивных сред (соляной кислоты, щелочей и др.). Материал может заменить титановое покрытие, имеет толщину 2,3-3 мм. Стоимость материала составляет EUR200-600/кв. м и зависит от толщины полимера. Среди наиболее применяемых для содержания каустической соды фторполимеров эксперт назвал ПФА, ФЭП, ЭХТФЭ. Благодаря высокой химической сопротивляемости футировка Simalit значительно продлевает срок службы оборудования и помогает экономить на базовом материале. Опыт транспортировки брома показывает, что период жизни изделия с применением фторполимерного покрытия может достигать 20 лет. Контейнеры для транспортировки соляной кислоты имеют срок эксплуатации до 10 лет. Примеры использования фторполимерной футировки охватывают различные отрасли промышленного производства и транспорта: от хранилищ едких веществ до трубопроводов и морских контейнеров.
Менеджер по развитию бизнеса канадской компании Chemetics Сергей Бахтов рассказал о технологии производства химикатов для отбелки целлюлозы для ЦБП в труднодоступных районах. Новый метод подразумевает получение хлора на месте из поваренной соли и дальнейшее его преобразование в двуокись хлора. Подобные проекты реализованы компанией в странах Юго-Восточной Азии, Индонезии, Австралии. Предприятия США и Канады в меньшей степени заинтересованы в подобных технологиях в связи с наличием хорошо развитой структуры транспортных коммуникаций в регионах. Интегрированная установка производства двуокиси хлора построена и в России.
Руководитель автотранспортной службы “Транскемикл-экспресс” Максим Коньков осветил нормативную составляющую перевозки опасных химических грузов автомобильным транспортом. С 2012 г. во внутрироссийском сообщении транспортировка должна выполняться в соответствии с Европейским соглашением о международной дорожной перевозке опасных грузов (ДОПОГ). При этом, согласно представленным докладчиком данным, только 10% перевозок ОГ 8 класса опасности (к которому относится каустик) осуществляются согласно установленным стандартам. Остальные перевозчики работают “в черную”, нарушая принятые нормы по всем направлениям: от привлечения необученных водителей и использования неочищенной тары до отсутствия в системе устройств ограничения скорости и пожарной безопасности. Попытки решить проблему путем усиления контроля со стороны ГИБДД не привели к полноценному результату, поскольку в данной структуре нет понимания реальной картины на рынке. Осуществляя транспортировку опасных грузов бензовозами, удалось добиться 90% соответствия этого автотранспорта стандартам. Однако при перевозке опасных грузов прочими транспортными средствами наблюдается противоположная ситуация. На сторону официальных перевозчиков заказчиков не переманивает даже введенная система штрафов за содействие теневому транспорту в размере от 150 тыс. руб. до 200 тыс. руб. Основная причина происходящего – ценовой вопрос. Например, стоимость официальной перевозки каустической соды по маршруту Волгоград – Москва составляет 75-80 тыс. руб., тогда как игроки теневого рынка предлагают 40-50 тыс. руб. за аналогичный маршрут. По мнению спикера, очистить рынок может государственная политика, направленная на создание конкуренции среди “белых” перевозчиков и снижение цен. При этом государство должно “прижать” теневых игроков, которые в жестких условиях будут вынуждены увеличить стоимость услуг, в лучшем случае – покинуть рынок. Помимо этого, большую роль в данном процессе играет активная гражданская позиция участников рынка, добавил эксперт. (Rcc/Химия Украины, СНГ, мира)