Развитие событий на рынке нефтепродуктов в первом полугодии 2013 г. было весьма захватывающим. Конкуренция между десятком отечественных и зарубежных производителей вышла на новый виток. После триумфа в 2011-2012 гг. белорусских НПЗ в 2013 г. их начали теснить россияне, испытывающие избыток дизельного топлива. Но есть уверенность в том, что время украинских нефтепереработчиков настанет в 2014 г., когда в строй встанут Одесский и Лисичанский нефтеперерабатывающие заводы. Битва разных стран и заводов за емкий украинский рынок вроде бы исключает ресурсные и ценовые проблемы. Нарушить равновесие могут разве что наши собственные проблемы. Кабинет министров Украины работает в этом направлении – в смысле сохранения баланса на рынке нефтепродуктов. Но как ему удастся разрешить эту задачу, каждый водитель узнает на АЗС.
Если объем украинского рынка нефтепродуктов остался более или менее прежним, то изменение структуры поставщиков стало основной интригой. В центре внимания – “схватка” между белорусами и россиянами. 2012 г. стал годом триумфа для сябров: они вышли в однозначные лидеры рынка с долей около 42%. Причины такого успеха белорусских НПЗ понятны – географическая близость к Украине и европейское качество белорусского нефтяного товара. Однако был еще один фактор иного рода, о котором белорусы предпочитают громко не говорить. Речь о поставках так называемого топлива биодизельного или ТБД, занимавшего в белорусских объемах 50%.
Выпуск ТБД наладила приближенная к белорусским властям компания “Трайпл”, закупавшая низкосернистый продукт в России и после добавления незначительного объема биоприсадок поставлявшая его за пределы Таможенного союза без уплаты российской экспортной пошлины, которая составляла в 2012 г. более $250/т. Это позволяло “Трайплу” быть весьма гибким в ценах по сравнению с белорусскими НПЗ, поэтому торговля шла бойко. На последних этапах программы были сообщения о намерениях в разы нарастить “производство” ТБД. Кроме того, в эту “тему” хотели погрузиться и другие белорусские олигархи. Но тут грянул “растворительный” скандал. Поставки нефти на 2013 г. в желаемом для белорусских НПЗ объеме россияне отказались подтвердить и согласовывают поставки сырья ежеквартально, параллельно устанавливая квоты на отправку давальческих нефтепродуктов в Россию. В Кремле был создан заведомо невыполнимый механизм, который держит белорусов в постоянном напряжении. Дело в том, что белорусский бензин, не говоря о дизтопливе, в России нужен разве что в периоды сезонного спроса. Если кратко, то не выполняют белорусы обязательства по поставкам, как постоянно твердят в Москве, намекая на возможные последствия.
Кто однозначно выиграл от поставок ТБД, так это украинцы, получив почти миллион тонн дешевого продукта. Но “лавочка” закрылась, данный ресурс начал замещаться заводским продуктом. Зажатые со всех сторон белорусы чувствуют ситуацию и держат для Украины “взрослые” цены: по данным участников рынка, в январе-мае 2013 г. сябры отправляли дизельное топливо в страны Балтии с дисконтами от цен Platts, достигающими $60/т, тогда как на украинском направлении действует премия, составляющая $16/т. Как говорится, это бизнес, ничего личного.
По данным “Консалтинговой группы А-95”, за 5 месяцев 2013 г. импорт дизельного топлива из Беларуси в Украину сократился почти на 30%. Параллельно Россия нарастила поставки более чем вдвое. Кроме того, на рынке появилось больше топлива из Литвы (+43,2% к уровню 2012 г.) и дебютировал польский ресурс. Объемы невелики, но событие знаковое, еще раз подчеркивающее, что в условиях открытого рынка никто не может диктовать свои условия слишком долго. Усиление позиций российского дизтоплива выглядит закономерным. У России, периодически испытывающей нехватку бензина, профицит дизтоплива. Объемы российских поставок дизтоплива настолько велики, что влияние российского ДТ отмечают на рынке Европы. Естественно, что с логистической точки зрения россиянам поставлять дизтопливо в соседнюю Украину ближе, чем до Балтии или Средиземноморья. Разумеется, и цена на него будет ниже.
Но наиболее важной перспективой изменения рынка является ожидаемое возвращение на рынок украинских НПЗ. В июле была закрыта сделка между ВЕТЭК и “ЛУКойлом” по Одесскому НПЗ. По имеющимся данным, переработку нефти могут начать до конца лета. Начало работы предприятия, простаивающего с 2010 г., должно вскрыть массу интересных моментов. Например, пока окончательно не решена (не согласована) схема загрузки нефтесырьем. Сначала говорили о приоритетности поставок с моря, но в июньском интервью Сергей Курченко оговорился, что завершаются переговоры с российской “Транснефтью”. То есть нефть пойдет трубопроводным маршрутом, а это наиболее выгодный транспорт в этой отрасли. По имеющимся данным, здесь не без трудностей. Так, якобы россияне категорически отказались от прокачки по более дешевому маршруту Лисичанск – Кременчуг – Одесса (Приднепровские нефтепроводы), опасаясь несанкционированных поставок нефти на кременчугскую “Укртатнафту”. На любые российские поставки сырья в Кременчуг с 2008 г. действует негласное эмбарго. Оно возникло вследствие “выдворения” российской “Татнефти” группой “Приват” в результате рейдерского захвата завода. Поэтому нефть в Одессу если и потечет, то скорее по нефтепроводу “Дружба”, а уж потом по нефтепроводу Одесса – Броды. Этот путь немного дороже “приднепровского”, но все равно существенно дешевле “морского”.
По суше пойдет нефть или по воде, но пуск Одесского НПЗ под вопрос мало кто ставит. Для нефтерынка Украины пуск Одесского НПЗ будет означать появление около 100 тыс. тн светлых нефтепродуктов ежемесячно (порядка 10% потребления в Украине). Не вызывает сомнений, что этот объем заместит импортные поставки, в частности в южных областях.
Однако наиболее масштабным событием станет пуск Лисичанского НПЗ. Здесь вопрос лишь в сроках. Источники в “Роснефти” сообщают, что глава компании Игорь Сечин настаивает на скорейшем пуске этого НПЗ. Технические специалисты утверждают, что в таком случае физически не удастся обеспечить работу всех технологических установок, что подразумевает выпуск неликвидной продукции и убытки производственной деятельности. Поэтому самый вероятный срок – весна 2014 г. Даже если Лисичанский НПЗ заработает на минимальных оборотах, это вызовет серьезную перекройку рынка, так как мощности этого завода весьма велики. При минимальном объеме переработки около 400 тыс. т нефти предприятие выпустит 300 тыс. т бензина и дизтоплива, или около 30% потребности украинского рынка нефтепродуктов. Правда, по инсайдерской информации, “Роснефть” намерена сохранить часть давальческого объема, что означает отправку части произведенного топлива в Россию. В период работы ТНК толлинговый объем составлял порядка 100 тыс. т нефти в месяц, или 25-30% от общей переработки.
Тем не менее, есть уверенность в том, что в 2014 г. украинские НПЗ суммарно с Шебелинским ГПЗ выйдут на переработку около 800 тыс. т нефти, что обеспечит более 60% внутреннего рынка Украины (против 17,5% в первом полугодии 2013 г.). При благоприятной рыночной конъюнктуре у Лисичанска сохраняется потенциал наращивания производства в 1,5 раза до 600 тыс. т светлых нефтепродуктов в месяц. Огромный недогруз есть в Кременчуге: здесь нефтепереработку можно нарастить вчетверо. Но без решения вопроса с российским эмбарго не видны перспективы обеспечения НПЗ в Украине нефтяным сырьем. При этом никакие пошлины и квоты не помогут, так как заводы не будут выдерживать конкуренции уже не с импортом, а с другими украинскими НПЗ, в частности с Лисичанским. Таким образом, разговоры о смерти украинской нефтепереработки несколько преувеличены. Конкуренция в 2014 г. обещает быть весьма жесткой. Очевидно, что сегодняшние фавориты нефтерынка, в частности белорусы, литовцы и россияне, будут вынуждены смириться с потерей части поставок. С другой стороны, их триумф стал возможен именно благодаря временному провалу украинской переработки.
Несмотря на мизерную рыночную долю украинской продукции, в 2013 г. топливный рынок не испытывал нехватки ни по одной позиции. На фоне избыточных поставок нефтепродуктов этому также способствовало снижение потребления. По данным Госстата, потребление бензина в январе-июне 2013 г. снизилось на 6,6%, дизельного топлива – на 4,7%. Учитывая достаточный уровень поставок нефтепродуктов, стабильной остается ценовая ситуация на нефтерынке Украины. С высокой уверенностью можно ожидать стабильности цен до конца лета минимум. Даже если принять во внимание начавшийся рост котировок нефти на мировом рынке, где с начала лета цены на нефть выросли на 7,7% до $109,4/барр., аналогичная динамика была присуща дизтопливу ($944/т), а рекордный рост показал бензин А-95, подорожавший почти на 10%, снова перешагнув отметку в $1000/т. На стоимости бензина и дизтоплива в рознице это вряд ли скажется (если не рассматривать экстремальные варианты роста цен на нефть в считанные дни до $115/барр. и выше).
Неприятностей рынку нефтепродуктов, а вместе с ним и потребителю, следует ждать не извне, а изнутри. Главным фактором риска дестабилизации рынка является настойчивое намерение властей начать “дополнительные” проверки качества легальных импортных поставок. Для этого в прессе ведется активная медиа-кампания, призванная донести – все проблемы с качеством топлива исходят от импорта. Было поручение премьера Министерству доходов и сборов Украины по поводу проверок на таможне. Как это собираются делать таможенники в рамках своих узких полномочий, неизвестно, поэтому на нефтерынке двух мнений не существует – под любыми предлогами топливо начнут тормозить. Цель – выбить с рынка конкурентов, которым неделя простоя на таможне будет выливаться в 15-20 коп. подорожания на литре топлива.
Таможня такие опасения пыталась развеять, но в разгар риторики о невозможности задержек некстати пришла новость о том, что компания “Ромпетрол-Украина” не могла растаможить бензин класса Евро-5 более 40 дней. Были звоночки от других поставщиков и в июле, но длительных задержек избежать пока удалось. Так что уже известно, кому сказать “спасибо” в случае возникновения проблем с бензином в это жаркое лето. (oilnews.com.ua/Химия Украины, СНГ, мира)