По данным Министерства энергетики и угольной промышленности, размещенным на официальном сайте министерства, потребление бензина в 2013 г. составило 3,985 млн. т, дизельного топлива – 5,947 млн. т. При этом на нефтеперерабатывающих заводах Украины было произведено 0,963 млн. т и 0,950 млн. т бензинов и ДТ соответственно. Недостающий объем нефтепродуктов Украина компенсирует за счет импорта готовых нефтепродуктов, который должен был составить 3,022 млн. т бензина и 4,997 млн. т дизтоплива. Однако, по официальным данным Министерства доходов и сборов, которые передал источник в фискальном ведомстве, импорт бензинов в 2013 г. составил 1,760 млн. т, дизельного топлива – 4,283 млн. т. Таким образом, контрабандные поставки импортного бензина составили 1,262 млн. т, или 31,6% от потребления. Контрабанда дизтоплива оценивается в 0,714 млн. т (12,0% от потребления). Суммарный объем неучтенных поставок достигает почти 2 млн. т нефтепродуктов. Исходя из действующих ставок налогов на нефтепродукты (акцизов и НДС), в 2013 г. Миндоходов недополучило около 5,245 млрд. грн. налогов с бензина и 1,713 млрд. грн. – с дизельного топлива.
Проблема контрабанды нефтепродуктов в особо крупных объемах и недополучения госбюджетом огромных сумм акцизов и НДС неоднократно поднималась на протяжении 2013 г. Как ранее сообщалось, этот вопрос вышел на уровень тогдашнего премьера Николая Азарова, который указал главе фискального ведомства Александру Клименко на персональную ответственность за выполнение утвержденных показателей по уплате налогов и сборов в соответствии с показателями закона о госбюджете на 2013 г. В объяснительной записке Миндоходов признало, что по итогам семи месяцев 2013 г. без налогообложения на рынок поступило около 1 млн. т нефтепродуктов, в результате чего выполнение заданий по сбору акциза с нефтепродуктов в специальный фонд госбюджета было обеспечено на 76% от плана. Говоря о причинах такой недоимки, Миндоходов попыталось дезинформировать главу правительства, назвав среди них падение производства на украинских НПЗ и “реализацию через АЗС топлива сомнительного качества”.
Серия расследований показывает, что основной причиной недоимки топливных акцизов являются поставки импортных нефтепродуктов через систему лицензионных таможенных складов компаний “Зовнитрансгаз”, ЧП “Фирма Армада-Плюс” и ДП “Петрол-Форвардинг”, расположенных в Кировоградской, Одесской и ряде других областей Украины. Эти нефтепродукты оформляются как транзитные или реэкспортные (т. е. без уплаты акциза и НДС), хотя потом реализуются на внутреннем рынке через компанию “Газ Украина-2020”, входящую в неформальную группу компаний ВЕТЭК Сергея Курченко. “Газ Украина-2020” приобретает нефтепродукты через систему предприятий, обладающих признаками фиктивности, и формально не является импортером данных нефтепродуктов. (Укррудпром/Химия Украины, СНГ, мира)