“Роснефть” пока не нашла способа реализации газа с Братского месторождения, доставшегося ей вместе с покупкой “Итеры”. В практически негазифицированной Иркутской области это топливо не востребовано, госкомпания может направить его на переработку, построив ГПЗ мощностью до 420 млн. куб. м. Эксперты не уверены в том, что газопереработка таких незначительных объемов может быть выгодна.
НК “Роснефть”, существенно расширившая за последние 3 года газовые активы, может построить комплекс по переработке газа на Братском газоконденсатном месторождении в Иркутской области. Компания объявила тендер на разработку ТЭО инвестиций проекта. Подрядчик должен изучить, что более эффективно производить – метанол, синтетические жидкие углеводороды по технологии Фишера-Тропша (GTL) или сжиженный природный газ (СПГ), – а также учесть возможность извлечения гелия. Объем переработки может составить 200-422 млн. куб. м/год.
Братское месторождение с запасами 10,8 млрд. куб. м газа и 820 тыс. т конденсата принадлежит “Братскэкогазу” (79% у входящей в “Роснефть” “Итеры”, 21% – у Иркутской области) и было пущено в 2007 г. Проектная мощность – около 430 млн. куб. м/год. Состав газа на месторождении: 86,6% – метан, 6,6% – этан. Запасы гелия – 29,8 млн. куб. м. Месторождение досталось “Роснефти” вместе с покупкой “Итеры”. Компания инвестировала в проект около 2 млрд. руб., но существенной добычи не велось: максимальный показатель в 2012 г. – около 8 млн. куб. м и 0,7 тыс. т конденсата. “Итера” с 2009 г. вела переговоры с “Газпромом” о продаже “Братскэкогаза”, но договориться стороны не смогли.
Газопереработку источники в “Роснефти” еще недавно называли непрофильным бизнесом, в марте компания закрыла сделку по продаже «СИБУРу» доли в “Юграгазпереработке” (владеет “Няганьгазпереработкой”, Нижневартовским и Белозерным ГПЗ). Но для Братского месторождения ГПЗ сейчас является единственным выходом. По сути, его постигла судьба Ковыктинского: этим газом планировалось снабжать регион, потребности которого “Газпром” оценивал в 250 млн. куб. м, но спрос на газ не начал расти, сейчас единственным потребителем является “Иркутскэнерго”. При этом самый крупный газовый проект энергокомпании – Усть-Кутская (Ленская) ТЭС мощностью до 1,2 ГВт, которую “Иркутскэнерго” собиралось построить на севере региона, – пока остается на бумаге, газ в области потребляется лишь небольшими котельными. От Братского месторождения планировалось построить вторую очередь газопровода до Братска, что позволило бы довести газ до ИТЭЦ-6 “Иркутскэнерго”, Братского лесопромышленного комплекса и газифицировать город. Но эти планы не реализовались и “Итера” еще в 2012 г. планировала консервацию месторождения.
Глава информационно-аналитического центра Rupec Андрей Костин сомневается в целесообразности строительства газопереработки на Братском месторождении из-за небольших объемов производства и слишком бедного состава газа. По его мнению, если все же “Роснефть” будет строить завод, то из 3 вариантов, которые рассматривает компания, выпуск метанола – наиболее простой и понятный. Этот продукт можно перевозить по железной дороге, но рынок сбыта должен быть довольно близко к месту переработки. Другие 2 варианта более рискованны. В частности, отмечает он, технологии производства GTL в таких небольших масштабах не до конца отработаны, тем более неясна их экономика, а для регазификации СПГ в России нет мощностей. С другой стороны, продажа трубопроводного газа в регионе затруднена из-за конкуренции с дешевой гидроэнергетикой. (Rcc/Химия Украины, СНГ, мира)