Инициированные новым главой Минэнергоугля Юрием Проданом изменения аукционов по продаже нефти, конденсата и сжиженного газа, добываемого госкомпаниями, носят, скорее, косметический характер и оставляют лазейки для различного рода сомнительных схем, сообщает директор “Консалтинговой группы А-95” Сергей Куюн.
В случае с нефтяными аукционами группа “Приват” – крупнейший продавец, который одновременно является и покупателем, – не заинтересована в покупке “Укртатнафтой” нефти, добытой “Укрнафтой”, по рыночной цене. Нужный результат достигался не в последнюю очередь благодаря привязке стартовых цен к таможенной стоимости импортированной нефти и периодом их мониторинга. “Стоит ли удивляться, что в новом проекте снова есть привязка к таможенным ценам и предложение отказаться от заранее утвержденного графика проведения аукционов с определением сроков их организации в начале каждого месяца. Понимать это следует таким образом: будем проводить тогда, когда это будет выгодно покупателю”, – отмечает эксперт.
Кроме того, аукционный комитет предлагает дополнить перечень сортов нефти (помимо российской и азербайджанской) для определения стартовой стоимости некими “другими марками каспийского сырья” и применить к ним понижающий коэффициент 0,85. На практике это позволяет эффективно влиять на уровень стартовой цены, например, путем точечных поставок “других сортов” по нужной цене, к которой, помимо прочего, предлагается применить дисконт 15%. Эта методика уже создала сложности “Черноморнефтегазу”, который “буквально залился своим газовым конденсатом в 2013 г., что едва не привело к техногенной катастрофе”, отмечает С. Куюн. “Компании просто показали, почем она должна продать свое сырье, исходя из “нарисованной” справки о таможенной стоимости аналогичного товара. “Черноморнефтегаз” сопротивлялся до последнего, не желая отдавать свой товар за бесценок, поэтому накапливал его, где только возможно. Так что можно предположить, что в результате Крыму достался не только “Черноморнефтегаз”, но и немалый запас готовой продукции”, – считает эксперт.
Что касается сжиженного газа, то предлагаемых аукционным комитетом изменений недостаточно, чтобы не допустить рецидива ситуации с ВЕТЭКом, выкупавшим на спецаукционах для нужд населения 100% сжиженного газа производства “Укрнафты” и “Укргаздобычи”, не оставляя ничего для свободного рынка. По разным оценкам, реальная потребность населения составляет около 20% от всего объема сжиженного газа, производимого госкомпаниями. Однако чиновники не спешат отказываться от практики спецаукционов, например, перейдя к системе монетизации льгот, предусматривающей адресные субсидии для населения, отмечает С. Куюн. (oilnews.com.ua/Химия Украины и мира)