Государственный концерн “Белнефтехим” опровергает появившуюся в СМИ информацию о повышении цен на топливо для украинских компаний и рассматривает возможность создания комфортных условий для украинских контрагентов, сообщил источник в белорусском ведомстве.
“Надо признать, что мы уже несколько лет ведем необъективную ценовую политику по отношению к украинцам, продаем им дороже, чем кому бы то ни было. Безусловно, этот подход надо менять” – заявил собеседник. По его словам, к таким мыслям отраслевых чиновников подтолкнуло выступление белорусского президента Александра Лукашенко на украинском телевидении, в котором он выразил всестороннюю поддержку Украине и ее народу. Солидарны с президентом и в отраслевом концерне. На данный момент рассматривается 2 этапа. Первый – возврат к открытым аукционам на основе соперничества покупателей. “Формализация контрактов через БНТД себя скомпрометировала, с этим надо заканчивать”, – утверждает чиновник. Второе – предоставление дисконтов в зависимости от размера закупаемых партий, что может быть прописано в контрактах с БНК. “Вследствие этих шагов цена снизится от текущих уровней на $60-80/т. Но мы не столько потеряем в деньгах, сколько приобретем больше в объеме и лояльности клиентов, которые смогут отказаться от других зарубежных поставщиков в нашу пользу”, – полагает источник. По его мнению, таковыми могу стать Литва, Польша, Румыния и Россия.
Он также считает обязательной реализацию мероприятий по укреплению имиджа надежного поставщика. Как сообщалось ранее, белорусские грузоотправители нередко срывают сроки поставок, из-за чего украинские компании предпочитают несколько переплачивать, но гарантировано получать топливо в установленные контрактом сроки. “То, что произошло минувшим летом, не должно повториться. Во всяком случае, ответственность за срыв контрактов должны нести обе стороны. Здесь нам надо равняться на Orlen», – резюмировал представитель концерна.
В июле-августе 2013 г. БНК отказалась от выполнения терм-контрактов с украинскими контрагентами по поставке бензина, официально не комментируя причины. По неофициальным данным, это могло быть связано с появлением более выгодных направлений экспорта, в частности в РФ из-за угрозы возникновения там нехватки топлива. Поставки также оказались сорваны в сентябре и октябре, когда Мозырский НПЗ был остановлен на плановый ремонт. Другие поставщики обычно создают резерв на период ремонта для выполнения обязательств перед партнерами. Однако, по имеющимся данным, терм-контракты с БНК фактически не предусматривают санкций за невыполнение условий договора со стороны продавца нефтепродуктов. В марте дифференциалы на дизельное топливо Мозырского НПЗ менялись дважды. В начале месяца премия выросла с 0 до $45/т, однако продажи полностью остановились. После непродолжительной торговли без премии на площадке БНТД была установлена премия $10/т. Из каких соображений был установлен такой ценовой уровень, не сообщается. Между тем, украинские компании платят за белорусские нефтепродукты максимальные цены среди всех других направлений белорусского экспорта и внутреннего рынка. (oilnews.com.ua/Химия Украины и мира)