Рынок косметики и парфюмерии Украины является одним из наиболее динамичных торговых сегментов в стране, а также наиболее быстро развивающимся рынком косметики в Восточной Европе. Украинский рынок является также самым ненасыщенным. Например, в Польше до кризиса расходы на косметику и парфюмерию составляли в среднем EUR90/год, в России – около EUR65, в Украине – не более EUR35.
Розничные продажи косметических средств в Украине, несмотря на влияние сдерживающих кризисных факторов, демонстрируют существенный рост, что является причиной не только увеличения натурального объема потребления продукции, роста цен на нее, но и причиной девальвации национальной валюты (большая часть представленной на рынке продукции – иностранного происхождения). Так, в 2009 г. розничные продажи косметики и парфюмерии выросли на 21,5% в денежном выражении, а по итогам 2012 г. – практически на 35%, составив более 9 млрд. грн. В 2013 г. ожидается увеличение объемов розничных продаж косметико-парфюмерной продукции на 14,2%.
По итогам 2012 г. объем рынка косметической и парфюмерной продукции вырос на 10,9% и имеет предпосылки для дальнейшего роста, учитывая развитие культуры потребления косметических средств, а также увеличение расходов населения страны на непродовольственные товары. Основными игроками рынка косметико-парфюмерных средств в Украине являются транснациональные компании Procter & Gamble, Oriflame, Avon, L’Oreal, Beiersdorf, Unilever, KalinaConcern, MaryKay, Henkel, Faberlic. Среди отечественных производителей косметических средств лидерами рынка являются ЧП ФФ “НПО “Эльфа”, ОАО “Эффект”, МНПО “Биокон”, Киевский мыловаренный завод и др.
Одна из проблем развития рынка косметико-парфюмерной продукции в Украине – преобладающая доля импортной продукции, которая по итогам 2012 г. составляет более 80% в натуральном выражении. Например, сегмент “духи и туалетная вода” представлен в основном продукцией зарубежного происхождения. Объемы производства данной продукции в Украине демонстрируют негативный прирост (среднегодовой темп снижения 16,2%).
Отечественные предприятия постепенно наращивают объемы выпуска косметических средств для макияжа губ и глаз, маникюра и педикюра, а также средств по уходу за кожей. По итогам 2012 г. в Украине были выпущены 8,47 т данной продукции, что на 11% больше, чем в 2011 г. (Ruhim/Химия Украины и мира)