Министерство энергетики и угольной промышленности выдало аккредитацию на контроль качества нефтепродуктов только государственному институту “МАСМА”, находящемуся в ведении этого министерства. Одновременно цены на услуги по выдаче одного сертификата установлены на уровне 13000 грн.: 7000 грн. за протокол испытаний и 6000 грн. за сертификат.
“На данный момент только представители “МАСМЫ” могут отобрать пробы нефтепродуктов, независимо от того, пришел груз в Коростень или Южный, – рассказал представитель крупного импортера. – Раньше мы делали это по установленной процедуре с местными лабораториями по 1900 грн. за сертификат, теперь это стоит 13000 грн.”.
Ранее сертификация наиболее массово завозимых в страну нефтепродуктов производства Мозырского НПЗ (Беларусь) и НПЗ Orlen Lietuva (Литва) не стоила импортерам ничего, так как эти производители выдавали серийные сертификаты, изготовленные самими НПЗ. “По предварительным оценкам, при нынешних наших оборотах мы платим за сертификацию до 80 тыс. грн. в год, по новому Техрегламенту – до 1,5 млн. грн.”, – говорит участник рынка.
“Согласно действующему порядку, сертификации подлежит каждый бензовоз, на каждый из которых придется заплатить 13000 грн. На автомобильных поставках можно ставить крест”, – рассказал крупный импортер. Он отметил, что новый Техрегламент требует предоставлять для проведения оценки качества поручение от НПЗ и техдокументацию на производство. “Есть весьма большие сомнения, что эти документы кто-то предоставит”, – отметил импортер.
По словам участников рынка, проблема заключается также в том, что лаборатория “МАСМЫ” не имеет необходимого оборудования для проверки всех параметров нефтепродуктов на соответствие требованиям евро-4 и евро-5, которые в основном импортируются на сегодняшний день в Украину. В частности, “МАСМА” не имеет в своем распоряжении приборов по определению содержания серы (10-50 ppm), октанового и цетанового числа. “Лаборатория “МАСМЫ” физически не в состоянии выполнить паспортизацию, а тем более в объеме всей Украины, ведь это тысячи проб в месяц”, – говорит импортер нефтепродуктов.
“В Минэнерго нам сказали, что не допустят к лабораторным исследованиям частные лаборатории. Это будет полный коллапс”, – считает собеседник, пожелавший остаться неизвестным.
Из-за отсутствия допущенных лабораторий в первый же день начала действия Технического регламента по качеству топлив (11 июля) таможня прекратила оформление нефтепродуктов. Были остановлены грузы всех ведущих импортеров, среди которых WOG, ОККО, “БНК-Украина”, “Альянс Ойл Украина” и др. Таможенная служба ссылается на отсутствие у импортеров деклараций на соответствие, тогда как сделать их не представляется возможным ввиду того, что они должны ссылаться на протокол испытаний допущенных Минэнерго лабораторий. По последним данным, в связи с критической ситуацией на таможне в Минэнергоугля под председательством замминистра И. Диденко состоится совещание с участниками рынка и компаниями в области лабораторных исследований качества нефтепродуктов. (oilnews.com.ua/Химия Украины и мира)