ФАС одобрила ходатайство ООО “РН-Печора СПГ” (СП структур “Роснефти” и Alltech Дмитрия Босова) о покупке 100% ООО “Печора СПГ” (принадлежит Alltech через Si Eich Gaz Pitii.Ltd). Когда будет закрыта сделка, ни одна из сторон не сообщает. В “Роснефти” пояснили, что стороны “планируют завершение сделки по созданию совместного предприятия, после чего в соответствии с ранее достигнутыми договоренностями приступят к реализации проекта”.
Компании объявили о совместном строительстве СПГ-завода на базе месторождений Alltech в Ненецком автономном округе (НАО) летом 2014 г. Однако сделка не была закрыта, поскольку стороны не могли договориться о цене, которую заплатит “Роснефть”. Сейчас, с учетом падения цен на нефть, Дмитрий Босов согласился на более низкую цену, о чем просил изначально. Ранее в “Роснефти” не скрывали, что намерены в дальнейшем нарастить долю в проекте до 100%.
“Печора СПГ” предполагает добычу на Коровинском и Кумжинском месторождениях в НАО (суммарные запасы по категории АВС1+С2 – 104,5 млрд. куб. м газа и 3,9 млн. т конденсата) и строительство завода СПГ на 4-8 млн. т. Стоимость проекта в зависимости от мощности производства в 2013 г. оценивалась в $5,5-12,5 млрд. “РН-Печора СПГ” владеют структура “Роснефти” “РН-Газ” (50,1%) и Si Eich Gaz Pitii.Ltd (подконтрольна Alltech). Alltech несколько лет искала партнера, который смог бы помочь с реализацией “Печоры СПГ”. Речь шла не только о финансовой, но и о лоббистской поддержке. До 2014 г. экспортировать сжиженный газ мог только “Газпром”, однако “Роснефть” и «НОВАТЭК» смогли добиться для себя отмены этой монополии. Но “Печора СПГ” не попала в перечень экспортеров по закону о либерализации экспорта СПГ (действует с 1 декабря 2013 г.). “Роснефть” же, согласно текущим формулировкам закона, может самостоятельно экспортировать СПГ только с шельфовых месторождений, поэтому даже после получения контроля в “Печоре СПГ” проект не сможет выйти на экспорт.
“Роснефть” после договоренности с Alltech постаралась добиться изменения законодательства. В июне 2014 г. депутат Валерий Язев внес в Госдуму поправку к Закону “Об экспорте газа” – согласно ей дата отсечения по получению лицензий на месторождения, газ с которых можно экспортировать в виде СПГ, переносится на 1 июля 2014 г. Это позволило бы “Печоре СПГ”, переоформившей к тому моменту свои лицензии в соответствии с законом, получить право экспорта, но поправка не прошла. Изменения заблокировал “Газпром”, который в тот момент конфликтовал с “Роснефтью” по ряду вопросов. В июле 2015 г. “Роснефть”, направляя в Минэнерго свой вариант концепции развития внутреннего рынка газа, предложила продолжить либерализацию экспорта СПГ для “стратегически значимых СПГ-проектов”. Компания настаивает, что ограниченный доступ независимых производителей к экспорту СПГ затрудняет монетизацию газа удаленных сухопутных месторождений, не имеющих доступа к единой системе газоснабжения.
Андрей Полищук из Raiffeisenbank считает, что цена контроля в “Печоре СПГ” для “Роснефти” ненамного превышает понесенные Alltech затраты на проект. Сейчас компаниям нет смысла вкладывать существенные средства в этот проект на фоне падения цены на нефть и отсутствия разрешения на экспорт СПГ с него. К тому же, считает эксперт, “Роснефти” предстоит найти себе еще одного или нескольких партнеров для реализации “Печоры СПГ”, чтобы гарантировать сбыт СПГ, но с этим могут возникнуть проблемы из-за санкций. «НОВАТЭК», который также подпал под финансовые санкции США, пока не смог закрыть проектное финансирование для своего СПГ-завода на Ямале. (Нефть России/Химия Украины и мира)