В Верховной Раде зарегистрирован законопроект №4067 “О внесении изменений в Налоговый кодекс (относительно создания благоприятных условий для развития национального производства качественного топлива)”. “В случае его принятия отечественный топливный рынок рискует еще больше уйти в тень, а качество бензина ухудшится, так что автовладельцам стоит готовиться к увеличению затрат на ремонт машин”, – заявил руководитель проекта «А-95» Сергей Куюн.
Законопроект содержит два основных пункта. Первый – снижение акцизной ставки на так называемое альтернативное топливо с нынешних EUR120 до EUR75/т. Речь идет о топливе, в котором более 30% компонентов не являются нефтепродуктами, это биоэтанол или бензины с различными присадками. В пояснительной записке к документу говорится, что высокие налоги не позволяют отечественным производителям “миксовать” обычное топливо с альтернативным “для улучшения его характеристик”.
Кроме того, предлагается изменить порядок начисления налога, чтобы производители платили не со всего объема топлива, а только за его “нефтяную часть” за вычетом доли альтернативных ингредиентов. “С одной стороны, это неплохое предложение, которое реально могло бы способствовать увеличению производства качественного и дешевого бензина. Но очень большой риск, что налоговые льготы используют как очередную схему. В свое время под производство льготного биоэтанола у нас списывали рекордные объемы спирта, который затем шел на производство “серой” водки. Где гарантия, что ситуация не повторится”, – заметил Куюн.
Сомневается в эффективности “бонусов” для топливных компаний и руководитель проектов НПЦ “Психея” Геннадий Рябцев. “Это приведет к еще большему увеличению доли суррогата, который пытаются выдать за бензин. Будут экспериментировать с бензолом, толуолом и пр. А в условиях моратория на проверки у так называемых “производителей” пропадает стимул выдерживать нормы содержания примесей в топливе”, – пояснил он. При этом рассчитывать на то, что украинские водители смогут покупать пусть и не очень качественный, но хотя бы дешевый бензин, не стоит. “У нас и сейчас доля суррогата и контрабандного топлива составляет 25-30% (на чем госбюджет ежегодно теряет порядка 5 млрд. грн.), причем себестоимость некоторых партий вдвое ниже, чем у “честного” бензина. Но почему-то мы не видим супернизких ценников ни на одной отечественной АЗС”, – отмечает эксперт. (МинПром/Химия Украины и мира)