Ранее народный депутат из фракции “Самопомич” Виктория Войцицкая опубликовала список основных должников ПАО “Укрнафта”. Подхватившие этот реестр СМИ сосредоточились на первой пятерке компаний – “Котлас”, “ТД Прикарпатьенефтетрейд”, “Галнафта”, “Гарант-УТН” и “Техтрейд групп”. Внимание к ним заслуживает доверия, потому что они за считанные месяцы консолидировали в своих руках почти 9 млрд. грн. долгов перед “Укрнафтой”, не рассчитавшись с ней за нефть.
Но в “зените славы” этих фирм без внимания осталась вторая группа должников ПАО. Речь идет о таких компаниях, как “Авалон ойл”, “Авента петролиум”, “Атойл”, “Брунгис” и “Далмакс”. Их суммарные обязательства перед “Укрнафтой” до последнего времени составляли около 2 млрд. грн. Эта сумма была накоплена компаниями перед “Укрнафтой” за нефтепродукты, которые последняя выкупает у Кременчугского НПЗ (“Укртатнафта”). Все вышеперечисленные предприятия считаются близкими к группе “Приват” Игоря Коломойского и, на первый взгляд, формирование этих долгов можно было бы считать личным делом днепропетровского миллиардера. Но есть один нюанс: 50%+1 акция ПАО “Укрнафта”, а также 43% акций “Укртнафты” владеет НАК “Нафтогаз Украины”. Значит, растущая дебиторка крупнейшей нефтедобывающей компании страны затрагивает интересы государства.
Скорее всего, вышеперечисленная пятерка предприятий накопила “нефтепродуктовые долги” перед ПАО временно – с целью краткосрочного бесплатного пользования оборотными средствами. Но рассчитывать на скорый возврат денег “Укрнафте” вряд ли стоит. По крайней мере, на это намекает выбранный ею весьма филантропический путь ведения бизнеса по торговле нефтепродуктами. С весны 2015 г. нефтедобывающая компания подписала с “Укртатнафтой” договор комиссии, условиями которого фактически была определена судьба всей розничной сети “Укрнафты”, насчитывающей свыше 530 АЗС. В частности, контрактом предусмотрено, что последняя выступает в роли комиссионера, согласившегося на реализацию нефтепродуктов через собственные АЗС по поручению комитента (т. е. “Укртатнафты”). При этом в договоре содержится прямая ссылка на то, что “нефтепродукты, переданные на комиссию, и деньги, вырученные от их реализации, являются собственностью комитента”.
За удовольствие оперировать миллиардами гривен, которые ежегодно проходят через заправки “Укрнафты”, Кременчугский НПЗ обязался платить ей скромное пособие в 1,18 тыс. грн. за 1 т реализованных нефтепродуктов. В конце 2015 г. ставка была повышена до 1,46 тыс. грн./т, но этих денег явно не достаточно для покрытия расходов нефтедобывающей компании на содержание своей розничной сети. При этом экономику этого бизнеса явно усугубляют долги перед “Укрнафтой” за бензин и дизельное топливо со стороны упомянутых фирм “Авалон ойл”, “Авента петролиум” “Атойл”, “Брунгис” и “Далмакс”. С другой – свернуть торговлю нефтепродуктами через прокладки. Но у руководства предприятия, судя по всему, другие планы. В одном из недавних интервью глава правления компании Марк Роллинс заявил, что в ближайшее время завершит анализ эффективности розничного бизнеса компании, по итогам которого примет решение о его дальнейшей судьбе. “Если я увижу, что это наверняка неприбыльное направление, то я продам его. При условии, что мне удастся найти покупателя и он предложит хорошую цену” – объяснил дальнейшую судьбу заправок “Укрнафты” топ-менеджер. (Деловая столица/Химия Украины и мира)