После роста нефтяных цен экспортный паритет разогнал российские цены на топливо. Премиальный внутренний рынок вынудил российских производителей снизить поставки за рубеж. Эксперты полагают, что из-за увеличения внутренних поставок цены на моторное топливо в скором времени скорректируются.
В начале июня на растущей нефти на западных площадках стали расти цены на нефтепродукты. Это заставило российских производителей увеличить экспорт. Как отмечают эксперты агентства “Аналитика товарных рынков”, на прошедшем 15 июня в ФАС заседании биржевого комитета детально обсуждалась ситуация с производством автобензина и его отгрузками на внутренний рынок и на экспорт.
У представителя ФАС возникли вопросы к нефтяным компаниям из-за отставания производства и отгрузки на внутренний рынок автобензина 4 и 5 классов от плана, а также из-за роста объемов экспорта “классового” бензина в июне по сравнению с июнем 2015 г. Кроме того, ФАС запросила объяснения у двух нефтяных компаний относительно экономической целесообразности экспорта собственного автобензина и закупки стороннего ресурса на биржевых торгах.
Увеличение экспорта вызвало рост цен на российском рынке. Именно они стали причиной повышения биржевых индексов на Санкт-Петербургской товарно-сырьевой бирже (СПбМТСБ) в первую очередь на экспортные товары – дизельное топливо, авиакеросин и мазут. Как отмечают эксперты СПбМТСБ, сейчас в дизельном сегменте, как и ожидалось, энергия роста в виде спрэда между внутренними ценами и нетбэком (экспортная рыночная стоимость товара без учета транспортных расходов, логистики и экспортных налогов) исчерпана. Внутренний рынок сформировал премию экспортерам в более чем 1000 руб./т. Таким образом, поставщик внутреннего рынка получает на эту сумму больше прибыли, чем экспортер.
По словам генерального директора агентства “Аналитика товарных рынков” Михаила Турукалова, ситуация, когда экспортные цены ниже внутренних, не нова. «Такое происходит достаточно часто. Рост цен на нефтепродукты в Европе подтолкнул стоимость российских моторных топлив, однако потом цены на нефть упали, в Европе стоимость нефтепродуктов стала снижаться быстрее, чем в России. Если внутренний рынок будет устойчиво премиальным, нефтяные компании могут увеличить предложение июльских партий бензина и дизтоплива на рынке России. Это, в свою очередь, будет препятствовать дальнейшему удорожанию товара на внутреннем рынке», – отметил собеседник.
К тому же, как отмечают аналитики биржи, в связи с повышением экспортной пошлины на дизель с 1 июля на $6,1/т до $38,30 и совпавшим по времени снижением нефтяных котировок премия рынка вырастет до 1500-2000 руб./т, что вполне достаточно для “удерживания” товара на внутреннем рынке. Пошлина вырастет на светлые нефтепродукты на $5,8 до $32,2/т, на темные – на $11,9 до $66. А на экспорт товарного бензина повысится на $8,9 до $49,1. (Нефть России/Химия Украины и мира)