“Газпром” может столкнуться при продаже сжиженного газа в Азии с теми же проблемами, что в последние годы в Европе. Индийская Gail хочет пересмотреть долгосрочный контракт на 2,5 млн. т СПГ в год, поскольку на споте газ стоит дешевле. Как и в Европе, в Азии позиции покупателей на фоне избытка газа на рынке становятся все сильнее, поэтому аналитики советуют “Газпрому” пойти на уступки.
Индийская Gail рассчитывает изменить условия контракта с дочерней структурой “Газпрома” Gazprom Marketing & Trading на поставку СПГ. Источники, близкие к “Газпрому”, подтвердили эту информацию. Поставки по контракту на 20 лет, заключенному в октябре 2012 г., могут начаться в 2018 г., контрактный объем составляет 2,5 млн. т СПГ в год.
Gail не устраивает цена поставок. Индийские переговорщики ссылаются на то, что исходно “Газпром” должен был закрывать этот контракт газом со Штокмановского проекта (сейчас закрыт), а вместо этого будет поставлять газ с подконтрольного «НОВАТЭКу» “Ямала СПГ”. GM&T законтрактовала с “Ямала СПГ” 3 млн. т СПГ в год и будет получать этот газ в бельгийском Зебрюгге после перегрузки с СПГ-танкеров ледового класса на обычные. “Индийцы настаивают, что стоимость транспорта в согласованной формуле цены уже не соответствует реальности”, – говорит один из собеседников, отмечая, что это только предлог для более широкого обсуждения.
GM&T пока не собирается менять формулу цены и готова обсуждать только перенос начала поставок на более поздний срок и уменьшение объемов. Это означает, что Gail сможет купить нужные объемы на споте, цены на котором на данный момент существенно ниже, чем по контракту с GM&T. Индия входит в пятерку крупнейших импортеров СПГ в мире (14,6 млн. т в 2015 г.).
До недавнего времени условия долгосрочных контрактов на поставку СПГ в Азии были священными для обеих сторон, а все изменения вносились только по взаимному согласию после переговоров, длящихся порой годами. В отличие от европейского рынка трубопроводного газа, где арбитражные разбирательства между поставщиком и покупателем стали обычным делом, в Азии стороны никогда не шли в арбитраж. Более того, давление на контрагента в виде полного или частичного неисполнения контракта также рассматривалось как запрещенный прием.
Но в последнее время ситуация меняется, поскольку баланс сил (как и в Европе некоторое время назад) смещается в сторону покупателя. Резкое падение цен на нефть, к которой привязаны почти все контракты на поставку СПГ в Азию, вкупе с наличием существенных объемов спотового газа дают потребителю мотивацию и возможность требовать скидок от поставщика или не выбирать поставленный им газ. Например, крупнейший индийский импортер СПГ Petronet в 2015 г. выбрал 68% объемов по контракту с катарским Rasgas, вынудив катарцев пойти на существенные уступки по цене. Вполне возможно, что аналогичному давлению может подвергнуться и “Газпром”.
Сейчас никто из индийских покупателей не ищет долгосрочных контрактов, максимальные сроки составляют 5 лет, отмечает Роман Казьмин из ICIS. GM&T заключала контракт с Gail на “постфукусимском” пике цен на СПГ, при этом контракт на покупку газа с “Ямала СПГ”, скорее всего, обеспечивает “Газпрому” неплохую маржу. В этой ситуации, полагает Роман Казьмин, GM&T может пойти на некоторые уступки Gail, чтобы сохранить с компанией нормальные отношения и обеспечить себе нишу на индийском рынке, который, вероятно, будет лидировать по абсолютным темпам роста потребления СПГ в ближайшие годы. (Rcc/Химия Украины и мира)