Антимонопольное ведомство предлагает менять ставки акциза на автомобильное топливо ежемесячно, привязав их к цене нефти. По такому сценарию сейчас ежемесячно пересчитываются экспортные пошлины на нефть, корректируется налог на добычу полезных ископаемых. По оценке ведомства, гибкое регулирование акцизов позволит “снизить негативное влияние колебания мировых цен на цены внутреннего рынка” и “стимулировать производство более качественного автотоплива”.
В управлении регулирования ТЭК ФАС России пояснили, что вопрос о переходе на гибкий акциз сейчас находится на стадии разработки, поэтому преждевременно говорить о сроках реализации этого предложения. “Причина перехода в необходимости снизить негативное влияние колебания мировых цен на цены внутреннего рынка и стимулировать компании к выпуску качественного топлива. Это решение в первую очередь повлияет на нефтяные компании, а потом по цепочке на всех участников топливного рынка вплоть до потребителей”, – сообщили в антимонопольном ведомстве.
В 2014 г. нефть подешевела вдвое – со $100 до $50/барр., в рублевой зоне – на 10%, с 3700 руб./барр. до 3300 руб., а потому новый механизм помесячного пересчета акцизов вряд ли добавит стабильности в поведение оптовых цен, считает ведущий аналитик компании “Алгоритм топливный интегратор” Виктор Костюков. «Акциз на бензин в этом году повышался 2 раза, в январе и апреле, в сумме на 4 руб./л. Можно было предположить, что цены на АЗС тоже подскочат на 4 руб. Но не подскочили. Литр бензина Аи-92 (по мониторингу ФАС) на АЗС страны за 8 месяцев 2016 г. подорожал лишь на 1,86 руб. – с 33,03 руб. за 8 месяцев 2015 г. до 34,89 руб. за аналогичный период 2016 г. Остальную часть (2,14 руб.) акцизного удорожание нефтяники записали в свой пассив», – отметил Виктор Костюков.
Глава ФАС Игорь Артемьев сообщил, что правительство обсуждает повышение акцизов на бензин, но увеличение цен на топливо будет сдержано за счет конкуренции: “Я не знаю, будут ли повышены акцизы (в 2017 г.), но я могу сказать, что конкуренция сдержит увеличение цены. Точно это опять произойдет, потому что по этой емкости рынка и развитию конкуренции у нас ситуация хорошая”.
Старший аналитик ГК Forex Club Алена Афанасьева полагает, что более гибкий подход к формированию ставки акциза на автомобильное топливо может решить несколько проблем. «До последнего момента акцизы повышались довольно часто, причем мало реагируя на рыночную конъюнктуру, а больше откликаясь на проблемы российского бюджета. С начала года ставка была повышена дважды, причем в тот момент, когда цены на нефть обвалились практически в 4 раза от максимальных исторических отметок», – отметила Алена Афанасьева. По ее словам, если будет использован гибкий подход с привязкой к цене на нефть, это позволит осуществлять более четкое планирование для нефтяных компаний и снизит градус напряженности среди населения. “Извечный вопрос, почему цены на нефть падают, а бензин дорожает, теперь будет снят”, – отметила аналитик Forex Club.
«Акциз на топливо сейчас меняют соответствующими поправками в законодательство, которые принимает Госдума по мере необходимости. Акциз включается в розничную цену и платится, распределяясь между заводом-производителем бензина и конечным потребителем. Он полностью идет в доходы бюджета. Когда цены на нефть снижаются, бюджет теряет поступления, рост акцизов призван компенсировать данные потери. Но когда цена на нефть растет, НПЗ, покупая ее у добывающих предприятий по более высокой стоимости, несет дополнительные расходы. Акцизы нужно снижать, чтобы сохранить рентабельность завода, а бюджет получает больше доходов от добывающих компаний. Если же перенести акцизы полностью на потребителя, то цены на АЗС сильно вырастут, что частично и происходит», – пояснил аналитик ГК TeleTrade Марк Гойхман. По его словам, переход к гибким ставкам акцизов, зависящим от изменения стоимости нефти, даст возможность автоматически ежемесячно регулировать налоговую нагрузку на НПЗ и избегать резких колебаний рентабельности. Это позволит в период роста мировых котировок нефти ограничить повышение внутренних цен на топливо. По его мнению, переход на гибкий акциз можно будет совершить в течение 2017 г.
В части стимулирования производителей к выпуску более качественного топлива акциз потерял актуальность после того, как к обороту допущено топливо только высшего экологического класса 5. Хотя ранее увязка акциза с экологическими свойствами топлива мотивировала нефтяников к модернизации НПЗ, отметил Виктор Костюков. По его мнению, главным противником новации будет Минфин. “Министерству финансов нужна предсказуемость доходов. Неопределенность с акцизом, привязанная к неопределенности поведения барреля, внесет дополнительные риски в прогнозе доходов, значит, и риски исполнения бюджета. А экспериментов с бюджетом без понимания конечного результата правительство не допустит”, – полагает аналитик.
Минфин планирует повышение акцизов на нефтепродукты в 2017 г. на 50 млрд. руб., в 2018 г. – на 75 млрд. руб., в 2019 г. – на 90 млрд. руб. Такие данные содержатся в презентации Минфина к выступлению министра финансов Антона Силуанова на семинаре для депутатов Госдумы. (Rcc/Химия Украины и мира)