Российский рынок шин в 2016 г., по оценкам его участников, сократился примерно на 11% после падения примерно на 20% в 2015 г. Но крупные иностранные игроки смогли пройти два сложных года кризиса благодаря росту экспорта и в 2016 г. наращивали производство. В 2017 г. выпуск шин может продолжить рост, поскольку основные игроки ожидают увеличения внутренних продаж в надежде на восстановление рынка легковых машин.
Российский шинный рынок в 2016 г. продолжил падение, хотя и меньшими темпами. По оценке Michelin, в целом шинный рынок России к концу 2016 г. сократился на 11% до 30,8 млн. шин. В 2015 г. участники рынка оценивали падение продаж примерно в 20% и отмечали, что пытаются компенсировать дефицит внутреннего спроса продажами за рубеж. Эта тенденция сохранилась и в 2016 г., в котором, судя по данным отдельных крупных игроков, производство шин в России выросло благодаря экспорту.
Так, завод Continental в Калуге по итогам года нарастил объем выпуска на 50% до 3 млн. шин, сообщила компания. В 2017 г. на заводе планируют нарастить производство еще на 100 тыс. шин. Кроме того, Continental намерена увеличить количество видов продукции на 30 наименований, сейчас в Калуге выпускается около 300 видов шин. Доля экспорта от общего выпуска составила 30%, новыми рынками в 2016 г. стали Китай и Канада.
Представитель другого участника рынка, финской Nokian Tyres, отметил, что до кризиса 2014 г. компания реализовывала на российском рынке до 40% продукции со своих производств в Ленинградской области, а сейчас 15-20%, все остальное идет на экспорт.
Своих объемов выпуска по итогам 2016 г. в Michelin не раскрыли, отметив, что, несмотря на кризис, в конце 2016 г. компания продолжила развитие в России – на заводе в Московской области мощностью 1,5-2 млн. шин в год была пущена в производство новая гамма шин (Primacy 3), а также начался выпуск шин в 17 дюймов (до этого на заводе выпускались шины посадочного диаметра с 13-го по 16-й). В Michelin отметили, что в 2017 г. намерены увеличить объемы производства и рассчитывают на восстановление внутреннего рынка “как результат положительного прогноза продаж новых машин”. Другие участники рынка и в Ассоциации европейского бизнеса на запрос не ответили.
По данным немецкой GfK, спад на российском рынке шин начался в 2014 г. – тогда продажи упали на 17,5%. В Continental тогда ожидали восстановления рынка лишь к 2020 г., актуализировать прогноз у компании не удалось. Впрочем, в некоторых сегментах наблюдалась и положительная динамика, например в шинах для внедорожников. По данным Michelin, на сегмент шин 4х4 пришлись 18,5% (5,7 млн. шин), он сопротивляется кризису лучше, чем рынок в целом, отмечают в компании.
При этом на фоне снижения спроса на внутреннем рынке инвестиционная активность компаний не затухает. В декабре 2016 г. в Ульяновске было пущено производство шин Bridgestone (инвестиции 12,5 млрд. руб.). Компания заявляла о планах по выпуску 2 млн. шин/год с последующим увеличением до 4 млн. шин/год “по мере восстановления автомобильного рынка”. В начале декабря концерн Nokian Tyres объявил о планах установить на заводе в Ленинградской области в 2017 г. еще одну линию мощностью около 1,5 млн. шин/год, мощность завода дойдет до 17 млн. шин/год. Глава российского подразделения концерна Андрей Пантюхов замечал в России “первые признаки стабилизации и, может быть, даже какого-то оживления”. Continental также заявила о планах расширения мощностей, чтобы “быть готовой к меняющимся условиям рынка”. В 2015 г. компания отложила выход калужского завода на полную мощность до 2017 г. из-за “сложившейся экономической ситуации”.
Владимир Беспалов из “ВТБ Капитала” согласен, что на рынке шин можно ожидать стабилизации и возвращения к росту. Этому будут способствовать стабилизация авторынка и экономики в целом, улучшение потребительских настроений и реализация отложенного спроса. Кроме того, иностранным компаниям на российском рынке действительно удается компенсировать дефицит спроса за счет экспорта. (kommersant.ru/Химия Украины и мира)