“Роснефть” предложила построить в Чечне битумный завод вместо грозненского НПЗ мощностью 1 млн. т нефти в год. Эксперты и этот проект считают убыточным
“Роснефть” сочла нерентабельным строительство нефтеперерабатывающего завода (НПЗ) в Грозном мощностью 1 млн. т нефти в год; Минэнерго поддержало позицию компании, следует из письма заместителя министра энергетики Кирилла Молодцова в аппарат правительства от 1 марта. Вместо этого “Роснефть” предлагает “с целью создания новых рабочих мест в Чеченской Республике” построить более дешевый битумный завод. Его рентабельность также под вопросом, считают эксперты.
Представитель “Роснефти” от комментариев отказался, пресс-секретарь главы Чечни Рамзана Кадырова не ответил на запрос. Представитель Минэнерго сообщил, что ведомство сформировало свою позицию по НПЗ и направило в правительство, отказавшись от комментариев.
Глава Чечни Рамзан Кадыров добивается с 2010 г. строительства НПЗ в республике мощностью 1 млн. т/год (0,5 млн. т бензина и 0,4 млн. т дизельного топлива) с глубиной переработки свыше 90%. Первый нефтеперерабатывающий завод в Чечне построили еще в 1895 г., переименованный впоследствии в Грозненский нефтеперерабатывающий завод имени В. И. Ленина, он был одним из крупнейших и старейших предприятий по переработке нефтяного сырья в России. До войны в Чечне было три НПЗ суммарной мощностью 19 млн. т/год (завод имени Шерипова, Грозненский завод и Новогрозненский им. Анисимова). Все эти заводы были уничтожены во время второй чеченской войны в конце 1990х – начале 2000-х годов.
В 2013 г. президент России Владимир Путин поручил рассмотреть такую возможность, оговорившись, что решение должно быть экономически оправданным. Строить завод было поручено “Роснефти”, которая оценивала его строительство в 78,3 млрд. руб. ($2,5 млрд. в ценах 2013 г.). На разработку проекта уже потрачено 725 млн. руб. В конце декабря 2016 г. министр по делам Северного Кавказа Лев Кузнецов заявил, не объяснив причин, что проект строительства НПЗ в Чечне отложен “Роснефтью” на долгосрочную перспективу.
Cтроительство НПЗ в Грозном, по мнению генерального директора компании “ИнфоТЭК-КОНСАЛТ” Тамары Канделаки, избыточно, поскольку местный рынок обеспечивают нефтепродуктами НПЗ в Астрахани и Волгограде. При этом она уточняет, что Чечня нуждается в развитии производства и рабочих местах, а также в расширении налоговой базы.
Согласно предварительным расчетам “Роснефти”, которые приводятся в письме Молодцова, денежный поток грозненского НПЗ с 2010 г. по 2022 г. будет отрицательным и составит “минус 26,3 млрд. руб.” в условиях уменьшения объемов переработки нефти с одновременным увеличением выхода светлых нефтепродуктов. “Достижение безубыточности проекта возможно при условии финансирования строительства инфраструктурных объектов за счет регионального (5,6 млрд. руб.) и федерального (38,7 млрд. руб.) бюджетов”, – приводит замминистра расчеты нефтяной компании. Таким образом, в совокупности расходы составят 44,3 млрд. руб., что всего в 2,5 раза меньше, чем “Роснефть” предполагает потратить на строительство Восточного нефтехимического комплекса (ВНХК) (108 млрд. руб.). Собеседник в Минэнерго полагает, что бюджетные инвестиции такого объема для строительства НПЗ получить будет нереально.
По данным Минэнерго, “Роснефть” в качестве альтернативы анализирует возможность строительства битумного завода, работающего на привозном гудроне. Битум – продукт переработки нефти, используется в дорожном строительстве и для производства кровли домов. В 2015 г. “Роснефть” на восьми своих действующих НПЗ произвела более 1,7 млн. т битумных материалов, или 30% от общего объема потребления дорожной отрасли России, указано на сайте компании. Данные за 2016 г. компания не раскрывает.
Аналитик “Брокеркредитсервиса” Кирилл Таченников говорит, что в результате налогового маневра и падения цен на нефть рентабельность нефтепереработки в целом по России существенно снизилась. У крупных НПЗ с высокой глубиной переработки (которые экономически более выгодны, чем небольшой завод на 1 млн. т нефти) прибыль составляет всего $4-7 за баррель нефти, оценивает он. Поэтому грозненский НПЗ будет нерентабельным с учетом приведенных затрат на его строительство, говорит эксперт. Но и битум, по его мнению, в Чечню выгоднее ввозить с действующих заводов “Роснефти”, особенно при отсутствии сырья для его производства внутри региона.
В России сейчас профицит битума, отмечает глава “ИнфоТЭК-КОНСАЛТ”. Без учета битумных смесей в России производится около 5 млн. т битума при спросе 4,5-5 млн. т/год, говорит Канделаки. При этом действующие НПЗ способны производить на 50% больше этого продукта. Она считает, что строительство битумного завода в Чечне обойдется на порядок дешевле и может быть реализовано быстрее, чем НПЗ, однако его рентабельность также под вопросом. “Высокий спрос на битум можно обеспечить только при наличии в Чечне планов масштабного дорожного строительства. Однако такие проекты быстро заканчиваются, а расходы на ремонт дорог на порядок меньше инвестиций в их прокладку”, – отмечает Канделаки. В случае строительства битумного завода нужно будет предусмотреть инфраструктуру для хранения сырья – битумные терминалы, что может сделать проект дороже, заключает эксперт. (RBC Daily/Химия Украины и мира)