С легкой руки главы Госагентства по материальному резерву Украины Вадима Мосийчука тихо тлевший конфликт с компанией “Трейд Коммодити” вокруг поставки (или непоставки) бензина А-80 буквально вспыхнул. В этом эпизоде уже всплыли имена Андрея Адамовского и Александра Грановского.
В Госрезерве утверждают, что поставщик не выполнил условий договора и пытался заложить некачественный продукт. “Трейд Коммодити” утверждает, что продукт Госрезерву не поставлял и делал все возможное для выполнения обязательств. Якобы поставка сорвалась по вине главы Госрезерва, который фальсифицировал документы, и на которого компания обещает пожаловаться в прокуратуру и прочие ведомства. Обе стороны стоят друг друга.
Проведение тендера. В октябре 2015 г. Госрезерв объявляет тендер на закупку 3,5 тыс. т низкооктанового бензина с поставкой на комбинат “Звезда” в Запорожье. В тендерной документации, начиная с объявления и заканчивая договором с победителем, значится, что предметом закупки является бензин автомобильный марки А-80-ДЗ в соответствии с ТУ У 19.2-38882770-001:2014 (далее – ТУ “Фактора”).
В Украине низкооктановый бензин не включен в Техрегламент, соответственно он производится только по техническим условиям. Как заявляет “Трейд Коммодити”, указанные в тендерной документации ТУ были переданы в собственность от “МАСМА” компании “Фактор Энергогруп” (входит в ГК “Фактор” Сергея Тищенко) буквально за месяц до проведения тендера. Однако последняя в торгах не принимала участие. Таким образом, в закупке могли принять участие только “Фактор Энергогруп” как собственник ТУ или же компания, которая сможет получить разрешение от собственника на использование данного ТУ.
Проблемы бы могло и не быть, укажи Госрезерв в тендерной документации, что сгодится и бензин эквивалентного качества, как это делают другие организации. Подобной формулировкой, в частности, пользуется Минобороны. В ноябре-декабре 2015 г. “Укргаздобыча” – крупнейший производитель низкооктановых бензинов – торпедировала Госрезерв обращениями с просьбой внести изменения в тендерную документацию, включить возможность поставки аналога. “Мы несколько раз поднимали этот вопрос на личных встречах с Вадимом Мосийчуком. Было донесено, что в противном случае торги ожидает срыв. Но Госрезерв остался глух к этим обращениям. Мы отказались от участия в закупке, так как не могли выполнить ее условий”, – говорит один из топ-менеджеров госкомпании.
Госрезерв объясняет свою позицию тем, что конкретный ТУ предназначен для топлив длительного хранения (до 5 лет). В предоставленных документах собственником ТУ еще числится ДП НИИННП “МАСМА”. Представитель пресс-службы Госрезерва сообщила, что рассматривался только этот ТУ. “ТУ имеет много согласований. Мы не сами его выдумали. Вам известен какой-то другой?”, – отметили в ведомстве. Очевидно, что с учетом писем УГД о проблеме с ТУ были в полной мере информированы руководители Госрезерва.
В “Трейд Коммодити” уверены, что госорганизация не могла не знать, кому принадлежит этот ТУ. Более того, по мнению руководства компании, использование этого документа стало нарушением закона. “Госрезерв нарушил право на интеллектуальную собственность компании-владельца ТУ, передав его копию без разрешения в третьи руки”, – комментируют ситуацию у топливного оператора.
Несмотря на все риски, две компании – “Трейд Коммодити” и “Вог Аэро Джет” – приняли участие в тендере. Лучшую цену дала компания из Каменского (экс-Днепродзержинск) и 25 февраля 2016 г. подписала договор на поставку всего объема до 15 июня 2016 г.
“Если честно, мы недосмотрели. Обычно в тендерной документации допускают поставку эквивалента по качеству, как это делает Минобороны. Мы просто не обратили внимания на отсутствие данной поправки”, – вспоминает представитель “Трейд Коммодити”, пожелавший остаться неизвестным.
Поставка. Перед поставкой “Трейд Коммодити” предоставило гарантийное письмо, в котором обязалось отгрузить бензин А-80-ДЗ в объеме 3,5 тыс. т. При этом гарантировалось предоставление протокола испытаний продукции в соответствии с ТУ “Фактора”. Поставщик также выдал Госрезерву “Паспорт качества” от завода-производителя, то есть самих себя, в котором данное топливо якобы произведено и соответствует ТУ “Фактора”, с указанием конкретного резервуара, где оно хранится. В апреле “Трейд Коммодити” начала отгрузку бензина в адрес “Звезды”, о чем свидетельствуют документы, опубликованные Вадимом Мосийчуком в Facebook. В одном из писем компания подтверждает поставку 1805,861 т топлива.
Камнем преткновения является сама трактовка этой поставки. С точки зрения Госрезерва, есть все документы о физической поставке бензина. Но юридически, говорят в “Трейд Коммодити”, эта поставка не является закладкой топлива в Госрезерв. И действительно, согласно опубликованным документам Мосийчука, топливо поставлялось на условиях размещения “на хранение за вознаграждение” на основе договора о предоставлении услуг хранения №20/04. Таким образом, юридически закладка топлива не состоялась. Она могла состояться только после подписания финального акта, когда весь ресурс поступил бы на комбинат Госрезерва и прошел сертификацию.
“Расслоение” и возврат. Как заявил Мосийчук, после поставки первых двух партий сотрудники комбината обнаружили “признаки расслоения топлива”. Письмом от 19 июня директор комбината Антон Швецов сообщает, что во второй партии обнаружено колебание плотностей и большая разница температур начала перегонки, что может свидетельствовать о склонности бензина к расслоению. Соответственно дальнейший прием топлива без предоставления сертификата соответствия и протокола испытания на соответствие ТУ “Фактора” комбинат осуществлять не может.
Госрезерв также предоставил вывод запорожской лаборатории НИЛЭН “Ойлцентр”, в котором, вопреки требованию об отсутствии органических кислородсодержащих соединений, в топливе “Трейд Коммодити” выявлено 0,04% метанола, 5,7% изобутилового спирта и 0,1% других органических соединений. В Госрезерве также отмечали, что визуально при наливе наблюдается неоднородность структуры бензина, что, правда, документально не подтверждено.
В “Трейд Коммодити” утверждают, что результатов исследования топлив не видели. По словам представителя трейдера, компания пыталась провести сертификацию бензина по ТУ, однако получила категорический отказ “МАСМЫ”. “Мы пытались взять ТУ у “Фактора” в аренду, но там запросили порядка миллиона гривен. Это сводило всю экономику на нет, тем более, мы пошли на ощутимое снижение цены по просьбе Госрезерва”, – говорит представитель поставщика. Претензии по качеству топлива в “Трейд Коммодити” отрицают. “Топливо было доставлено несколькими партиями, нет ничего странного, что показатели плотности разнились, о каком-либо расслоении это точно не говорит”, – утверждают у поставщика и добавляют, что за высокое качество своего топлива имеют грамоты от Минобороны.
3 июня компания “Трейд Коммодити” обратилась к директору комбината с требованием вернуть “положенное на хранение топливо”. Согласно договору Госрезерв обязан был его вернуть по первому требованию продавца. “И мы (менеджмент), и наши акционеры провели суммарно, наверное, более десяти встреч с Мосийчуком, чтобы он вернул нам топливо. Этому же вопросу была посвящена и его встреча с Адамовским, на которой он сам настоял, так как почему-то считает его нашим акционером”, – поясняют в компании из Каменского.
Еще до первой поставки 4 апреля 2016 г. “Трейд Коммодити” пошел на снижение стоимости топлива для госучреждения на 873 грн./т. “Мы были заинтересованы в установлении партнерских отношений и, несмотря на то, что цена договора и так была самой низкой на тот момент, мы сэкономили боле 7 млн. грн. для Госрезерва”, – рассказывают в топливной компании.
Суды и взаимные обвинения. Обе стороны обвиняют друг друга в срыве закладки топлива. Судебные тяжбы вылились в иск Госрезерва на блокировку всех счетов “Трейд Коммодити”. К публичному обсуждению присоединились народные депутаты. В свою очередь “Трейд Коммодити” обвиняет Госрезерв в фальсификации документов. Подробно об этом говорится в обращении компании в НАБУ. По заявлению оператора, был произведен подлог одной из страниц договора в момент, когда подписанный документ был взят в канцелярию Госрезерва для проставления печати. Поставщик говорит, что в пункте 7.2.1. договора в предложении “В одностороннем порядке досрочно расторгнуть настоящий договор в случае невыполнения обязательств поставщиком, уведомив об этом его в 10-дневный срок”, была удалена часть про невыполнение обязательств поставщиком.
“То есть, не имея законного основания не подписывать договор с победителем открытых торгов, руководство Госрезерва в нарушение собственной документации открытых торгов и закона изменило пункт 7.2.1 таким образом, чтобы иметь возможность в любое время расторгнуть договор с нежелательным поставщиком”, – утверждают в “Трейд Коммодити”.
Взаимные обвинения вылились в политическую плоскость. В частности, нардеп Сергей Лещенко заявил, что “Трейд Коммодити” курируется Александром Грановским (БПП), бизнес-партнером Андрея Адамовского. Это заставило Грановского опровергать связи с топливной компанией, но, в то же время, нардеп выразил безоговорочную поддержку позиции поставщика в споре с Госрезервом.
Уверенно можно говорить о том, что в итоге Госрезерв остался и остается без бензина. Налицо недопустимость такой тендерной документации, так как она фактически ограничивает круг участников торгов. А “Трейд Коммодити” подвел присущий компании авантюризм, что в итоге вылилось в немалые убытки на манипуляциях с поставкой топлива в Запорожье. Кроме того, на поверхность всплыли кураторы компании из Каменского, что может стоить “Трейд Коммодити” очень дорого.
Ошибки и последствия для сторон конфликта:
– Госрезерв установил дискриминационную норму в тендерной документации; отказался ее изменить или включить возможность поставки аналога, несмотря на множественные обращения; не дожидаясь поставки всего объема, отказался принимать топливо; принимал ресурс на хранение в соответствие с отдельным договором на предоставление услуг; по утверждению “Трейд Коммодити”, изменил условия договора после его подписания; провалил очередной тендер, не выполнив закладку топлива, а комбинат “Звезда” потерял заказ; имеет не самую уверенную позицию в суде, так как юридически закладка топлива так и не состоялась.
– «Трейд Коммодити» принял участие в тендере, не имея права использовать указанное ТУ; подписа договор на поставку, которую заведомо не мог обеспечить; подал паспорта качества о соответствии этого топлива ТУ “Фактора”; осуществил поставку и потом возврат 1,8 тыс. т топлива, потратив деньги на логистику; не провел необходимые исследования, опровергающие обвинения комбината “Зирка” о “расслоении”; заплатил за его временное хранение; 700 тыс. грн. гарантийного взноса остались заблокированными; так и не осуществил закладку топлива в Госрезерв; допустил конфликт, нанесший репутационный удар по компании и ее бенефициарам; получил угрозу блокировки всех счетов. (oilnews.com.ua/Химия Украины и мира)