С середины ноября 2016 г. до конца февраля 2017 г. Энергетическая таможня (ЦЭТ) по ориентировке Службы безопасности Украины (СБУ) начала выборочные проверки импортных партий сжиженного газа. За это время убытки компаний только на простоях вагонов превысили 35 млн. грн. Сегодня в судах рассматривается ряд исков импортеров к ЦЭТ с требованием возмещения убытков.
16 марта глава Центральной энергетической таможни ГФС (ЦЭТ) Игорь Пиковский, отвечая на вопрос о компенсации убытков, нанесенных импортерам неправомерной блокировкой поставок нефтепродуктов, заявил, что компенсировать их должен инициатор этого процесса, которым таможня не является.
В Украине отсутствует механизм возмещения убытков, связанных с неправомерными действиями проверяющих органов в виде остановки груза для досмотра на таможне. Такое мнение высказал заместитель гендиректора Ассоциации международных экспедиторов Украины Виктор Берестенко. Он отмечает, что органы доходов и сборов по собственной инициативе или по инициативе правоохранительных органов имеют право в письменной форме требовать от лиц, которые перемещают товары через границу Украины, задержать груз для проведения досмотра. “В таком случае расходы на проведение указанных операций возмещаются органом, по инициативе которого они проводились”, – цитирует таможенный кодекс Берестенко. Между тем, по его словам, с 01.11.2016 по 16.02.2017 Одесской таможней было проведено 910 досмотров, выполненных по инициативе силовых органов. “А знаете, какого результата добились наши правозащитники? Сколько нарушений было зафиксировано? По итогам проверок был написан один протокол на целых 8500 грн.”, – сетует эксперт. Он отмечает, что, несмотря норму в Таможенном кодексе, согласно которой такие потери должны компенсироваться, в документе не сказано, как именно. “Механизм возмещения убытков не прописан, что делает эту норму тупиковой веткой для тысяч грузовладельцев и их представителей в лице экспедиторских компаний”, – резюмирует он.
Берестенко также отметил, что в рамках встречи Европейской бизнес ассоциации с министром финансов Александром Данилюком 13 марта данный вопрос поднимался. Тезисы этой встречи: работа таможни при проведении мониторинга и выборки рисковых контейнеров неэффективна; практика назначения осмотра без подтверждающих документов противоречит законодательству; ущерб, нанесенный грузовладельцам и перевозчикам, несопоставим с размером нарушений, которые фиксируются; учреждения, принимающие решения о проведении проверок, должны нести ответственность за причиненные ими убытки.
“В ответ – сдержанный кивок от министра финансов и обещание рассмотреть и исправить ситуацию. Тон встречи вселяет осторожный оптимизм по поводу того, что после застоя времен Романа Насирова вопрос будет включен в повестку дня новых руководителей ГФС”, – резюмировал эксперт. (oilnews.com.ua/Химия Украины и мира)