Импорт нефтепродуктов железнодорожным транспортом из Литвы существенно затруднен из-за сбоев в работе “Укрзализныци”. Об этом сообщили источники в трейдерских кругах.
“Укрзализныця” не успевает пропускать вагоны, идут задержки с возвратом цистерн, поставщику не хватает “порожняка”. Ситуация сильно обострилась под конец месяца и нас уже уведомили, что в таких условиях поставка будет ограничена”, – сообщил менеджер одной из крупнейших компаний-поставщиков, пожелавший остаться неназванным. Он напомнил, что большинство поставок из Литвы осуществляется в литовских вагонах, которые “Укрзализныця” не успевает возвращать. Проблем с поставками белорусского топлива на погранпереходах пока не наблюдается ввиду того, что часть поставок выполняется украинским подвижным составом.
Из-за сложившийся ситуации концерн Orlen 1 декабря снял предложения топлива по спотовым контрактам на погранпереходах в направлении Украины, при этом компания полностью выполняет свои обязательства по терм-контрактам.
“Укрзализныця” ситуацию не комментирует. Участники рынка утверждают, что причина связана с нехваткой локомотивной тяги. “Вместо нормативных одного-двух дней вагоны идут неделю, а то и более. Получается, что некуда топливо наливать и в чем его везти”, – утверждает еще один собеседник.
Трейдеры отмечают, что ввиду большого скопления ресурса на приграничных станциях перебои с поставками не должны спровоцировать дефицит топлива на внутреннем рынке.
С 24 ноября “Российские железные дороги” вдвое ограничили пропуск грузов через пограничные Соловей – Тополи (Харьковская обл.) и Суземка – Зерново (Сумская обл.). Через эти два погранперехода осуществляется порядка 98% импорта российского и казахского СУГ в Украину. Именно перебои в работе железной дороги были одной из причин кризиса на рынке СУГ в августе-сентябре этого года, когда “Укрзализныця” не успевала оперативно пропускать вагоны по основным импортным направлениям.
По данным “Консалтинговой группы А-95”, за 10 месяцев 2017 г. из Литвы было импортировано 156 тыс. т бензинов (15,4% всего импорта), 409 тыс. т ДТ (9,6%) и 80,8 тыс. т авиатоплива (30,7%). (enkorr.com.ua/Химия Украины и мира)