Из-за девальвации гривны и роста мировых цен на нефть в Украине продолжает дорожать топливо на автозаправочных станциях. Будучи зависимыми от импортных нефтепродуктов, украинцы могут только наблюдать за стремительной сменой ценников на стелах АЗС. Трейдеры, вопреки замечаниям Антимонопольного комитета, уверяют, что они меньше других заинтересованы в повышении стоимости бензина, поскольку объемы продаж падают.
В конце прошлого года стоимость самого продаваемого бензина марки А-95 на некоторых АЗС перешагнула “психологический” барьер 30 грн./л. К концу января в рознице цена “девяносто пятого” в ряде сетей вплотную приблизилась к отметке 33 грн./л, а средняя стоимость А-95 составляла 30,4-30,9 грн./л. Заправиться дизтопливом автолюбителям в среднем теперь обходится почти в 28,8 гривен/литр, следует из мониторинга “Консалтинговой группы А-95”.
Еще пять месяцев назад цены были на 15-20% ниже, признают трейдеры. На стоимость нефтепродуктов влияют в основном курс гривны и цена нефти на мировых рынках. Последние полгода для Украины эти два фактора складываются не лучшим образом. Начиная с сентября 2017 г. и по конец января, по отношению к евро гривна потеряла 14% (курс опустился с 30,48 грн./евро до 34,78 грн./евро), к доллару – около 10% (с 25,69 грн./$ до 28 грн./$).
В унисон с девальвацией гривны на мировых рынках растут котировки на нефть. В начале января стоимость нефти марки Brent превысила $70/баррель, чего не наблюдалось с декабря 2014 г. Большую часть прошлого года цена нефти преимущественно оставалась в диапазоне $52-55/баррель, изредка опускаясь ниже $50.
Что всколыхнуло мировые цены? Еще в конце 2016 г. страны ОПЕК и более десяти государств, которые не входят в нефтяной картель, договорились сократить объем суточной добычи на 1,8 млн. т, что составляет примерно 2% мировой добычи. В ноябре прошлого года соглашение продлили на весь 2018 г., после чего цены стали расти еще стремительнее. Уже в январе нынешнего года многие финансовые организации и инвестиционные компании пересмотрели свои прогнозы стоимости нефти в 2018 г. Международный валютный фонд, к примеру, повысил прогноз средней цены нефти на $9,7 до $59,9/баррель, а кредитное агентство Standard & Poor’s пересмотрело прогноз до $60/баррель, увеличив ожидаемую цену на $5.
Валютный эффект. В Украину бензин и дизтопливо в основном импортируют. По оценкам директора специальных проектов Научно-технического центра “Психея” Геннадия Рябцева, из-за рубежа трейдеры завозят примерно 85% потребляемого в стране топлива.
“Импорт преимущественно идет из России и Беларуси. Я бы даже объединил это в одно – нефтепродукты из Таможенного Союза. Невзирая на то, что Мозырский НПЗ расположен в Беларуси, 50% нефти он перерабатывает по давальческой схеме. Российские компании являются собственником бензина и сжиженного газа, который производится на этом НПЗ”, – пояснил аналитик UPECO Александр Сиренко. При этом в нескольких компаниях также указали, что покупают нефтепродукты у литовских производителей.
В “Концерне Галнафтогаз” (сеть АЗС “ОККО”) пояснили, что розничная цена топлива формируется из закупочной стоимости, налоговой нагрузки, а также расходов на зарплату сотрудникам, коммунальные платежи, логистику, затрат на хранение нефтепродуктов и, собственно, прибыли компании. “При этом на два первых фактора (закупочная цена и налоги) приходится примерно 90% в розничной цене 1 л топлива. И на оба непосредственно влияет подорожание нефти и обесценивание гривны”, – отметили в пресс-службе компании. К слову, ставки акцизов на топливо в Украине привязаны к евро, потому при девальвации гривны расходы трейдеров на уплату налогов возрастают.
За импортный бензин трейдеры также платят долларами и евро. И, следовательно, чем ниже курс гривны по отношению к этим валютам, тем дороже бензин и дизтопливо обходится украинским водителям. “Рост курса доллара на одну гривну автоматически добавлял примерно 80 коп. к стоимости литра горючего на бензоколонке”, – пояснили в пресс-службе “Сокар Энерджи Украина”.
Под влиянием мировых цен и девальвации только с декабря 2017 г. к стоимости бензина добавилось 3 грн. на одном литре, говорит директор “Консалтинговой группы А-95” Сергей Куюн. Плюс 1,6 грн./л добавилось за счет роста мировых цен, а еще около 1,3 грн./л – это результат девальвации, пояснил Куюн. И, по его словам, из почти 3 грн. две уже отразились в ценах на заправках. “Соответственно, впереди нас ждет подъем в среднем на 1 грн. по рынку”, – считает собеседник.
Геннадий Рябцев отметил, что пока трудно спрогнозировать, когда цены перестанут расти. “Ориентировочно во второй неделе февраля цены могут еще повыситься в зависимости от сети примерно на 50 коп. Возможно, несколько больше”, – предположил Рябцев. Впрочем, по словам эксперта, дальнейшая динамика будет зависеть от того, как поведет себя курс гривны в феврале-марте.
При этом в сетях АЗС указывают, что не только курс гривны и ситуация на мировых рынках оказывают влияние на стоимость бензина и дизтоплива в рознице. “Одной из причин повышения цены являются увеличение тарифов на транспортные услуги. Например, с 31 октября 2017 г. ж/д-тарифы увеличились на 15%”, – отметил генеральный директор компании “Параллель” Христо Иванчев.
На импортной “игле”. Быстрее других цены на топливо повышают крупные импортеры. “Они первыми чувствуют изменение конъюнктуры, так как у них очень чувствительный бизнес, – говорит Сергей Куюн. – Но есть и менее чувствительные, например группа “Приват” (сеть АЗС “Укрнафта”), которая снабжается с Кременчугского НПЗ. У них такая специфика, что нефть покупается, условно говоря, раз в месяц. Сейчас они продают нефтепродукты еще по декабрьской цене на нефть”. Согласно ценовому мониторингу “Консалтинговой группы А-95”, на сети АЗС “Укрнафты” в зависимости от марки топлива цены на 1-2 грн./л ниже, чем средние по рынку.
Из шести нефтеперерабатывающих заводов с потенциальной мощностью переработки более 50 млн. т по факту в Украине работают только Кременчугский НПЗ и Шебелинский газоперерабатывающий завод, который принадлежит государственной “Укргаздобыче”. Остальные НПЗ простаивают из-за отсутствия сырья. Основная причина – неуклонное падение добычи в “Укрнафте”. По данным компании, в 2017 г. в Украине было добыто всего 1,44 млн. т нефти, что на 9,4% ниже показателя 2016 г. Не лучше ситуация и с переработкой нефти. По данным “А-95”, в 2017 г. Кременчугский НПЗ увеличил переработку почти на 8% против ожидаемых в начале года 35-55%. Всего в прошлом году завод переработал около 2,3 млн. т сырья. Шебелинский ГПЗ, принадлежащий государственной “Укргаздобыче”, в 2017 г. переработал 494 тыс. т сырья, что практически соответствует уровню предыдущего года.
Для загрузки НПЗ есть два выхода, говорит Геннадий Рябцев. Нужно либо нарастить объемы добычи, на что потребуется не один год, либо увеличить поставки импортного сырья. “Но тогда возникает вопрос, а какой смысл покупать нефть не менее дорогую, чем нефтепродукты, если можно сразу покупать нефтепродукты?”, – отметил Рябцев.
Пока Украина не является игроком на рынке нефти, по мнению аналитика UPECO Александра Сиренко, мы можем лишь наблюдать за мировыми котировкам и воспринимать цены на бензин как факт. “Как потребители мы интересны, потому что из-за дефицита у нас рынок сформировался как премиальный. Причем по всем видам топлива. С нами интересно работать всем производителям”, – добавил Сиренко.
Не повод для сговора. Рост цен на бензин и ДТ в рознице вызвал интерес у Антимонопольного комитета. В начале года глава АМКУ Юрий Терентьев заявлял, что комитет начал исследовать деятельность АЗС, резко поднявших стоимость топлива. “Открыто дело и ведется расследование по той ситуации, которая была в течение ноября-декабря 2017 г.”, – говорил чиновник. Причем, по его словам, факты роста цен в январе также будут учитываться в расследовании.
В компаниях уверяют, что они сами не в восторге от того, что цены растут, поскольку это приводит к падению объема продаж. “Каждый рост цены – это потеря продаж для компании. Бытует ошибочное мнение, что топливные трейдеры заинтересованы в росте цен на топливо. На самом деле наоборот, нам выгоднее работать при тренде к снижению цен, поскольку тогда растет спрос и увеличиваются обороты”, – уверяют в “Концерне Галнафтогаз”.
Согласно данным Госстата, в прошлом году объем продаж бензинов на АЗС снизился на 226,9 тыс. т до 1,61 млн. т, что на 12,3% меньше, чем годом ранее. При этом продажи ДТ сократились на 224,9 тыс. т (около 12%) до почти 1,5 млн. т. В 2018 г. тенденция пока сохраняется. “Мы отмечали небольшое снижение продаж в январе этого года, связанное в том числе с погодными условиями”, – говорит Христо Иванчев. При этом, по словам топ-менеджера компании “Параллель”, в продажах растет доля сжиженного газа, хотя в 2017 г. по рынку рост продаж этого вида топлива замедлился.
Трейдеры также отмечают, что из-за удорожания топлива водители ищут более доступные альтернативы для заправки своих авто. “Мы фиксируем переход части наших клиентов на другие виды топлива, некоторые отказываются от проверенного качества премиум-сегмента в пользу более дешевого варианта. Это сиюминутная экономия, которая чревата последствиями для двигателя автомобиля”, – добавили в пресс-службе “Сокар Энерджи Украина”. (daily.rbc.ua/Химия Украины и мира)